О восстановлении справедливости в отношении северян в части оплаты труда шел разговор сегодня, 26 апреля, на заседании президиума Госсовета Коми. Обсуждение вопроса инициировала фракция "Единой России".
Как сообщил вице-спикер регионального парламента, первый заместитель руководителя фракции Евгений Шумейко, 10 марта этого года постановлением президиума Верховного суда Российской Федерации утверждены разъяснения по вопросам судебной практики при разрешении вопросов трудового законодательства, в частности утверждается, что компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты не входят в минимальный размер оплаты труда.
Коми, чтобы выплачивать заработную плату работникам бюджетных организаций с учетом постановления президиума Верхсуда РФ, потребуется 40,8 миллиардов рублей.
В бюджетах всех уровней, принятых на 2010 год, средства на эти цели не предусмотрены, поскольку в действующем законодательстве прописано, что эти выплаты, входят в состав МРОТ.
Каким образом возможно разрешить появившуюся правовую коллизию без ущерба для экономики Коми и на благо северян, депутаты поинтересовались у заместителя главы Коми Александра Бурова.
Вице-губернатор, курирующий экономический блок заявил, что для того, чтобы по-новому пересчитать фонд оплаты труда работникам республиканских и муниципальных организаций, финансирующихся из регионального бюджета республике потребуется дополнительно 40,8 миллиардов рублей. Без федеральных средств субъектам Российской Федерации не обойтись. Если эти задачи лягут на плечи регионального бюджета, это приведет к банкротству республики, заявила спикер Госсовета Марина Истиховская.
Как отметил депутат, председатель Федерации профсоюзов республики Дмитрий Лукашенко, разъяснения президиума Верховного суда РФ являются обязательными для всех судов, поэтому в ближайшее время может последовать целый вал обращений в суды от граждан, требующих произвести перерасчет заработной платы, поэтому необходимо определиться с тем, как законодательной и исполнительной властям Коми вести себя в этой ситуации.
По словам Александра Бурова, правительство Коми уже направило письма с просьбой разъяснить ситуацию в Госдуму, правительство и Верховный суд России.
По итогам совещания Госсовет и правительство Коми договорились о взаимодействии по решению этого вопроса. Марина Истиховская поручила информировать парламент о ходе той работы, которая будет вестись в этом направлении по линии профсоюзов.
От фракции "Единой России" этот вопрос будет курировать Евгений Шумейко.
*** 20 апреля 2007 года вступил в силу Федеральный Закон "О внесении изменений в ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты РФ". В соответствие с этим законом, с 1 сентября 2007 года утратили свою силу часть вторая статьи 129 и часть четвёртая статьи 133 Трудового Кодекса РФ. В результате уровень оплаты труда работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, фактически сравнялся с уровнем оплаты труда работников проживающих в регионах страны с благоприятными климатическими условиями. Это произошло за счет того, что в понятие минимального размера оплаты труда были включены компенсационные выплаты за работу в неблагоприятных климатических условиях, стимулирующие и социальные выплаты.
Помимо этого, до вступления в силу вышеуказанного Федерального Закона повышение минимального размера оплаты труда влекло за собой и повышение до этого размера первого разряда тарифной сетки по оплате труда работников государственных (муниципальных) учреждений, так как размеры тарифных ставок, окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников в соответствии с предыдущей редакцией статьи 133 Кодекса не могли быть ниже минимального размера оплаты труда.
Государственный Совет и правительство РК дали отрицательный отзыв при обсуждении проекта ФЗ № 54 "О внесении изменений в ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты РФ, однако закон был принят. В 2008 году сессией ГС РК было принято обращение в адрес правительства РФ по законодательному урегулированию вопроса об определении структуры заработной платы и минимального размера оплаты труда.