Новости Республики Коми | Комиинформ

Авангардная постановка "Калевалы" оставила в недоумении сыктывкарскую публику

Авангардная постановка "Калевалы" оставила в недоумении сыктывкарскую публику
Авангардная постановка "Калевалы" оставила в недоумении сыктывкарскую публику
logo
 

Новый театральный сезон в отреставрированном здании Государственного театра драмы имени Виктора Савина Республики Коми открылся постановкой "Калевала" санкт-петербургского режиссера Андрея Андреева 21 ноября.

Спектакль стал первым опытом работы на республиканской сцене для двенадцати выпускников Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.

Напомним, все новые артисты театра - выходцы из Коми, которые в 2004 году были целевым образом отправлены на учебу в Санкт-Петербург. Чтобы найти талантливых детей, желающих учиться актерскому мастерству, конкурсная комиссия объехала всю республику, заезжая даже в самые отдаленные поселки. Чтобы выпускники хотя бы на время вернулись в Коми, было решено провести пятый курс обучения, посвященный дипломной практике, в театре драмы. "Калевала" - дипломная работа выпускников Санкт-Петербургской академии театрального искусства, которую они уже не раз представляли на различных площадках города на Неве.

Сюжет спектакля основан на двух первых рунах карело-финского эпоса "Калевала", собранного и объединенного в единое произведение в середине 19 века исследователем Элиасом Леннротом.

Первое, что увидели зрители, пришедшие на премьеру, - минимум декораций: так называемый "черный кабинет", длинный стол, за которым сидели восемь юношей и девушек в черных же одеяниях. Затем один из них открыл книгу и стал читать по-фински начальные слова "Калевалы". Остальные артисты подхватили его, создавая хтоническую какофонию звуков с использованием гофрированных шлангов, шумящих и гремящих предметов, пытаясь таким образом создать картину рождающегося из хаоса мира. Затем появляется Мать воды и Дева неба, на ее колене утка свила гнездо и снесла семь яиц, которые, разбившись, превратились в землю, небо, тучи и небесные светила.  Затем она создает мысы, берега и скалы. Наконец, от дыхания ветра она рождает Вяйнямёйнена, песнопевца и первого шамана. Одной из самых зрелищных оказалась сцена, происходящая в чреве беременной женщины, из которого пытается вырваться на свет засидевшийся в течение семисот лет младенец - культурный герой Вянемёйнен.

Основным декорационным материалом в спектакле оказалась полиэтиленовая пленка - то прозрачная, символизирующая воды первобытного океана, то красная, как чрево матери в сцене рождения Вяйнемёйнена.

Сцены, в которых народный эпос был обыгран действительно интересными стилистическими средствами, перемежался с режиссерскими ходами, вызывавшими у зрителей недоумение. Так, в спектакле периодически появлялись персонажи, снабженные советскими атрибутами: красными пилотками и галстуками. Артисты маршировали под музыку, в которой явно прослеживались советские строевые мотивы, и сооружали из собственных тел пирамиды. В одной из сцен персонажи появились в современной одежде и внезапно начали читать текст "Калевалы" в стиле рэп.

Завершился спектакль сказанием о деяниях Вяйнямёйнена, с помощью которого появляются деревья и злаки. Дальнейшие приключения героя, рассказывающие о происхождении железа и появлении волшебной мельницы Сампо, в постановку не вошли.

Как отметил по окончании спектакля министр культуры Коми Владимир Юрковский, это уникальная постановка в том смысле, что спектакли с подобной эмоциональной актерской игрой могут быть только в тот период, когда артисты только заканчивают учебу. "Я не хочу сказать, что в дальнейшем спектакли будут хуже, просто потом артисты станут совсем другими людьми. Но я хочу пожелать им, чтобы они никогда не забывали ту энергетику, пластику, то самозабвенное чувство отдачи, которое оголено только в эти молодые годы",- заключил он.