Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Коми Бориса Шенкмана агентству "Комиинформ"

Интервью руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Коми Бориса Шенкмана агентству "Комиинформ"
Интервью руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Коми Бориса Шенкмана агентству "Комиинформ"
logo


У жителей Коми, как и у всех россиян, проживающих в муниципальном жилье, осталось, всего четыре месяца, чтобы воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию жилья. О том, как идет процесс приватизации в республике мы попросили рассказать руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по РК Бориса Шенкмана.


- Борис Абрамович, расскажите, будет ли продлена бесплатная приватизация?


- Как известно на сегодня, продление бесплатной приватизации жилых помещений не планируется. В соответствии с законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" бесплатная приватизация жилых помещений гражданами возможна до 1 марта 2010 года.

Передача жилых помещений в собственность осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.


- До 1 марта 2010 года осталось чуть меньше четырех месяцев, увеличился ли в регистрационной службе поток граждан, несущих документы на регистрацию права собственности в рамках бесплатной приватизации жилья?


- Пару месяцев назад, мы действительно увидели рост таких обращений, особенно от сыктывкарцев, а сейчас наблюдается затишье, регистрируются права, как это обычно бывает по осени, в основном по "дачной амнистии", отмечается рост по ипотечному кредитованию, а вот бесплатно приватизировать жилье люди не спешат.


- В чем, по-вашему, может быть причина?


- Сложно сказать. Возможно, в недостаточной информированности людей, а может, надеются на продление срока бесплатной приватизации. Но должен отметить, что у законодателей нет единства в необходимости продлевать приватизацию в очередной раз.


- Борис Абрамович, Вы могли бы озвучить, сколько еще в республике осталось неприватизированного жилья?


- Конечно, чтобы спланировать свою работу по приему документов на регистрацию права собственности на приватизированное жилье, мы разослали в администрации городов и районов письма, в которых просили сообщить нам, сколько граждан будут участвовать в бесплатной приватизации жилья, ответы уже получили практически из всех муниципалитетов, за исключением Сыктывдинского и Сысольского районов. Мы подсчитали поступившие данные, получилось, что всего по республике надо приватизировать около 73 тысяч жилых помещений.


- Где больше всего неприватизированного жилья?


- В крупных городах. В Сыктывкаре неприватизированными остаются более 15 тысяч жилых помещений, более 11 тысяч в Воркуте и примерно такое же число в Ухте. Порядка 9 тысяч - в Печоре. Около 3,5 - в Усинске и Сосногорске. Как пойдет процесс приватизации, зависит от работы на местах. Многие главы администраций городов и районов отметили, что информация о приватизации размещена во всех муниципальных учреждениях, таких как учреждения здравоохранения, БТИ, органах соцзащиты и многих других. Мы со своей стороны также стараемся информировать население через СМИ. Очень важно, чтобы люди знали, в какой срок они могут бесплатно приватизировать жилье и в какие органы им надо обращаться.


- Поясните, пожалуйста, каким должен быть алгоритм действия гражданина, проживающего в муниципальной квартире и желающего ее оформить в частную собственность?


- У всех проживающих в неприватизированном жилье на руках должны быть договоры социального найма или ордера, поэтому в первую очередь они должны обратиться в соответствующие органы местной администрации, отдел, занимающийся приватизацией жилья, где им подскажут, какой пакет документов необходимо представить. Я же хочу обратить внимание на следующие важные обстоятельства. Во-первых, в приватизации должны участвовать, или заявить о своем нежелании в ней участвовать, все члены семьи, зарегистрированные в данном жилом помещении. Поэтому в случае, если кто-то из родственников проходит службу в армии, или находится в местах лишения свободы, или в длительной командировке, необходимо заручиться документально подтвержденным их согласием на участие в приватизации или отказе от нее.

Ещё один очень важный момент, необходимо знать, что несовершеннолетние, которые стали собственниками жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию квартиры в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

Собрав все необходимые документы, необходимо их передать в администрацию муниципального образования, которая в течение 2-х месяцев вынесет решение о передаче, или отказе, в собственность жилья. В случае положительного решения, заключается договор приватизации.


- И уже с этого момента граждане становятся собственниками жилья ?

- Еще нет. Чтобы стать собственником необходимо зарегистрировать право собственности на приватизированную квартиру в установленном законом порядке. Для этого гражданам надо представить в регистрационную службу документы, примерный перечень которых включает следующие:

1. Документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации;

2. Заявление на регистрацию права от каждого участника договора приватизации;

3. Документ об уплате гражданином государственной пошлины за госрегистрацию права приватизированного жилого помещения;

4. Договор передачи жилого помещения в собственность (2 экземпляра оригинала);

5. Кадастровый паспорт жилого помещения;

6. Разрешение органов опеки и попечительства в случаях, предусмотренных законом;

7. Заявление органа государственной власти или органа местного самоуправления, предприятия, учреждения о госрегистрации права государственной или муниципальной собственности или права хозяйственного ведения или оперативного управления;

8. Документы, подтверждающие возникновение права государственной или муниципальной собственности или права хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение, передаваемое гражданину;

9. Справка органа регистрационного учёта населения о составе лиц, зарегистрированных на приватизируемой жилой площади;

10. Документ, подтверждающий, что гражданин ранее не участвовал в приватизации жилого помещения;

11. Нотариально удостоверенную доверенность если госрегистрация поручается представителю.

Все эти документы (оригинал и копия), а в определённых случаях и некоторые другие, граждане должны принести к нам, а мы согласно приказу Управления в течение 10 дней зарегистрируем их право. Для принятия такого решения мы проводим правовую экспертизу представленных документов. И, если нет юридических препятствий, собственником человек становится со дня внесения записи о его праве в Единый государственный реестр прав.


- И всё-таки, Борис Абрамович, какие рекомендации вы могли бы дать гражданам, чтобы они в максимально короткий срок приватизировали свои жилые помещения?


- Как я уже отмечал, прежде всего, гражданин должен обратиться с заявлением о приватизации в соответствующий отдел администрации муниципального образования. Например, в Сыктывкаре это ул. Бабушкина, д. 22 кабинет 101. Режим работы сотрудников кабинета с понедельника по пятницу (за исключением четверга) с 9:00 до 16:00, обед с 12:30 до 13:30. Сотрудник отдела разъяснит, какие документы необходимо сдать и примет заявление о приватизации. С копией этого заявления необходимо как можно быстрее обратиться в бюро технической инвентаризации с заявкой на изготовление кадастрового паспорта на жилое помещение. Срок изготовления паспорта от пяти до тридцати дней. После получения кадастрового паспорта его нужно сдать в отдел приватизации. Если представленные документы будут соответствовать требованиям, договор о передаче жилого помещения в собственность будет подготовлен, как показывает практика, в течение 30 дней (хотя законом предусмотрен двухмесячный срок).


- Борис Абрамович, а правда ли что в последнее время возникли очереди для сдачи документов на регистрацию?


- Да, действительно такая проблема возникла с 1 октября. Мы проанализировали и пришли к выводу, что за последние два месяца значительно увеличилось количество обращений граждан для регистрации объектов недвижимости по "дачной амнистии". За сентябрь-октябрь нами принято по республике таких заявлений 2936. Из них почти 40% в Сыктывкаре. А всего за 10 месяцев текущего года количество объектов зарегистрированных по "дачной амнистии" составило почти 13,5 тысяч, что более чем в 2 раза больше, чем за весь 2008 год. Как нам стало известно, многие граждане полагают что в этом году заканчивается регистрация таких объектов, вот они и спешат зарегистрировать их. В связи с этим ещё раз напоминаю, что регистрация объектов по "дачной амнистии" не ограничивается какими-либо сроками, за исключением регистрации индивидуальных жилых домов. Но, как известно, регистрация этих объектов продлена до 1 марта 2015 года. Поэтому, если нет острой необходимости, то регистрацию объектов по "дачной амнистии" можно отложить на другое время. Это приведёт к сокращению очередей и даст возможность гражданам сдать документы на госрегистрацию приватизированного жилья. Со своей стороны для ликвидации очередей мы приостановили запись на сделки по электронной почте и сократили временно запись на регистрацию права и сделок по телефону. Это позволит увеличить количество окон для регистрации права собственности в порядке очереди.


В заключение хочу ещё раз отметить, что сроки бесплатной приватизации ограничены. Поэтому обращаю внимание, что очень важно до 1 марта 2010 года успеть заключить договор с администрацией о передаче муниципального жилья в собственность. Мы же со своей стороны будем принимать документы на регистрацию и после 1 марта 2010 года, и будем регистрировать их право.


Однако не стоит тянуть до последнего момента: сбор документов, получение справок, особенно изготовление кадастрового паспорта, занимает значительное время, поэтому стоит побеспокоиться заранее и уже сегодня заняться вопросом приватизации жилья. Не стоит надеяться на продление бесплатной приватизации, как это, к примеру, произошло с "дачной амнистией", а то можно остаться как в известной сказке Александра Пушкина у разбитого корыта.

Беседовала Ольга Репина.