Министр образования Коми Нелли Струтинская предложила механизмы решения проблемы кадрового обеспечения в регионе на республиканском форуме "Реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в РК: опыт, проблемы, перспективы" в Сыктывкаре 30 сентября
"В Коми действует республиканская целевая программа "Развитие системы профессионального образования". Мы прекрасно понимаем, что привлекательность учреждений профобразования как работодателей, так и молодежи напрямую зависит от того, как оснащены лаборатории, мастерские, насколько их ресурсное обеспечение позволит подготовить специалиста, конкурентноспособного на рынке труда. Для экономики будущего необходим работник нового типа, владеющий не только профессиональными навыками, но также социальными коммуникациями, готовый получать образование в течение всей жизни", - заявила министр.
В связи с этим Нелли Струтинская предложила определенные механизмы решения стратегических задач по кадровому обеспечению на уровне региона. Так, по ее словам, необходимо обязательное согласование с республикой объемов и направлений подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в федеральных вузах. Кроме того, следует провести анализ целесообразности функционирования филиалов вузов в части дублирования подготовки кадров. Решением данного вопроса может быть укрупнение учреждений высшего профобразования, передача отдаленных филиалов ведущим вузам в республике.
Во-вторых, по мнению министра, нужно иметь в виду, что даже в лучшие годы своего существования система профессионально-технического образования обеспечивала не более 20% кадровых потребностей экономики страны. Все остальные специалисты проходили подготовку на предприятиях. В условиях снижения числа выпускников школ, отмены с 1 октября 2008 года для обучающихся вузов и ссузов отсрочки от армии необходимо обратить особое внимание на профессиональной подготовку, переподготовку взрослого населения.
Также Нелли Струтинская отметила, что в целях создания единой системы подготовки востребованных кадров необходимо продолжить процесс передачи федеральных образовательных учреждений начального и среднего профобразования в государственную собственность субъектов РФ. В этом случае Коми в условиях дальнейшего формирования оптимальной сети учреждений профобразования и создания на их базе многоуровневых ресурсных центров сможет, с одной стороны, создать целостную систему прогнозирования и управления подготовки рабочих кадров и специалистов, отвечающую потребностям республиканского рынка труда, с другой — даст возможность молодежи быть востребованной и социально адаптированной.