Из очередной экспедиции вернулись ученые Института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН. В ходе экспедиции I этнографическим отрядом проводился сбор материала по традиционной культуре верхневычегодских и прилузских коми. Были обследованы поселения на Вычегде и Вишере, поселения Лузского и Летского кустов.
Как рассказала "Комиинформу" сотрудник отдела этнографии Юлия Бойко, особое внимание было уделено сбору материала по истории заселения районов, номинации жителей поселений, а также фиксации особо почитаемых мест. На основе собранных полевых материалов был восстановлен праздничный календарный круг у лузских и летских коми, получены новые сведения по локальным традициям семейной обрядности лузско-летских коми, зафиксирован новый материал по общедеревенским прозвищам у летских коми и связанном с ними фольклором. По ее словам, в коллективных прозвищах нашли отражение уровень благосостояния, психологические, антропологические особенности местного населения, специфика географического положения некоторых селений.
Так, жители села Летка имеют коллективное прозвище "чай юысьяс" (чаехлёбы), вероятно, связанное с тем, что в центре всего Летского куста люди жили богаче. В окрестных селах и деревнях прозвище жителей Летки объясняют с определенной долей иронии: "Пойдешь к ним в гости, они сначала чаем поят, поят, потом только уже предлагают пищу, чтоб меньше влезло". Население деревни Слизово именовалось "Слизовчи - кöчъяс" (Слизовцы - зайцы), поскольку они жили далеко за рекой в лесу. "В этом прозвище отразилось географическое положение селения и особенности характера жителей, которые по причине своей удаленности от основной массы населения и малочисленности, казались боязливыми и менее решительными",- объяснила собеседница агентства.
Жителей села Прокопьевка называли "Прокопевчи - лудыкъяс" (Прокопьевцы - клопы). "Существует два объяснения данного прозвища: некоторые считают, что в селе было много клопов, другие полагают, что жители Проковьевки отличались очень маленьким ростом. Население села, с одной стороны у жителей соседних селений вызывает иронию, что находит отражение в прозвище, с другой - опасение, поскольку считается, что в Прокопьевке много колдунов. Такое двойственное отношение, вероятно, связано с тем, что населенный пункт расположен практически на границе с русскими селами Вятского региона",- подытожила она.