В Коми изданы два научных труда, посвященные традиционной коми кухне.
В работах на основе анализа этнографических данных представлена культура питания коми, адаптированная к жизни на Севере.
Как рассказала в ходе презентации, прошедшей 11 сентября, автор изданий, преподаватель исторического факультета Сыктывкарского госуниверситета Татьяна Чудова, этнографический словарь "Кухня коми-зырян" состоит из отдельных статей и отражает продуктовое сырье, традиционные блюда, технологию их изготовления, символику пищи в контексте культуры. Название словарных статей дается как на русском, так и на коми языке, при чем слова приведены также в их диалектных вариантах. Как отметила автор книги, в связи с тем, что в словаре не была отражена тема кухонного инструментария, было решено написать монографию "Культура питания коми".
"Пища - элемент культуры, который отличается, с одной стороны, консервативностью, с другой стороны, активно впитывает в себя инновации и фактически является отражением занятий населения",- отметила Татьяна Чудова.
Технология приготовления коми блюд диктуется наличием русской печи, поэтому основными способами приготовления пищи у коми были варка, тушение и выпекание, тип жарки отсутствовал. Основные блюда коми кухни - каши заварные и распаренные, в которые для улучшения вкуса добавляли ягоды, горох, борщевик сибирский. Выпечка отличалась по характеру теста, видам муки, форме и разнообразию начинок. Так, брендом коми кухни являются шаньги, которые бывают не только круглой формы. "К примеру, на Удоре делали шаньги квадратной формы. А Владимир Даль определяет форму шаньги, как квадратную. Кстати, ряд исследователей предполагает, что слово шаньга произошло от слова шондi, в переводе с коми языка - солнце",- рассказала автор.
Молочные и мясные блюда не занимали основную роль в рационе питания коми, поскольку христианская традиция требовала соблюдения постов, а в году насчитывалось до двухсот постных дней.
Как отметила Татьяна Чудова, пища выступает не только как элемент материальной культуры, но и несет в себе определенные знаки, символы в контексте культуры. Символическим значением наделялась продукция промыслов в контексте семейной обрядности. Так, на свадебный стол ижемские коми в обязательном порядке подавали цельно приготовленного лебедя. В остальные дни на употребление мяса лебедя налагался запрет. Практически во всех районах республики на поминальный стол подавали цельно приготовленную дичь. Ее раздавали по кусочку всем присутствующим, в деревенской традиции это символизировало перераспределение богатства в связи со смертью одного из членов социума. Символическим значением наделялись и продукты сельского хозяйства. Так, на праздничный стол подавались каши. Считалось, что, чем больше на столе каш, тем богаче праздничный стол.