Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью председателя комитета Госсовета РК по бюджету, налогам и экономической политике Беллы Забровской агентству "Комиинформ"

Интервью председателя комитета Госсовета РК по бюджету, налогам и экономической политике Беллы Забровской агентству "Комиинформ"
Интервью председателя комитета Госсовета РК по бюджету, налогам и экономической политике Беллы Забровской агентству "Комиинформ"
logo

Товары и услуги для нужд бюджетных организаций должны быть оптимальны по цене и качеству, в этом заключается существенная экономия государственных средств, считает председатель комитета Госсовета РК по бюджету, налогам и экономической политике Белла Забровская. Законодательство о госзакупках нуждается в скорейшем совершенствовании, убеждена парламентарий. Об этом в интервью Беллы Забровской агентству "Комиинформ".

- Белла Леонидовна, чем, по вашему мнению, продиктована необходимость усовершенствования законодательства о госзакупках?

- В условиях кризиса, когда объем налоговых поступлений по вполне понятным причинам уменьшился, эффективное использование каждого бюджетного рубля вдвойне важно. Если государство гарантировало и намерено исполнять все социальные обязательства перед населением, волей-неволей необходимо отказываться от неэффективных расходов, снижать коррупционные потери. А для этого необходимо совершенствовать процедуру размещения госзаказа. Нужно отметить, что наша республика стала одним из первых регионов, кто поднял этот вопрос.

Глава РК Владимир Торлопов предложил депутатам Госсовета РК проанализировать ситуацию с госзаказом и выработать законодательные поправки. Что и было сделано. Наши предложения мы вынесли на обсуждение коллег по Парламентской ассоциации Северо-Запада России. И получили полную поддержку. В настоящее время законодательная инициатива Госсовета РК находится на рассмотрении в Госдуме.

- Какие, на ваш взгляд, пробелы содержит действующее законодательство о госзакупках?

- В ходе работы над своими предложениями наши парламентарии изучили проблемы, которые возникают на местах при реализации федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Возьмем статистику, предоставленную нам Минфином РК. Посмотрим, например, экономическую эффективность действующих на сегодня процедур. Велика ли разница между начальной, стартовой и окончательной ценой контрактов на тех же аукционах? Какова экономия? Данные по результатам проведенных аукционов за прошлый год свидетельствуют, что сумма контрактов, по сравнению с начальной, в среднем ниже всего на 2,9 процента. Для сравнения, по результатам проведенных в то же время конкурсов получен почти вдвое больший эффект – 5,3 проц.

Несовершенство предусмотренных законом процедур имеет и другое последствие. Заключенный контракт зачастую не даёт заказчику гарантий в том, что он будет защищён от недобросовестных действий поставщиков и подрядчиков. А если в роли главного критерия при размещении заказа действует низкая цена, то качество поставляемых товаров и выполняемых услуг нередко не выдерживает никакой критики. Значит, критерии нужно совершенствовать.

- Каковы ваши предложения?

- Предложения, содержащиеся в нашей законодательной инициативе, в основном сводятся к следующему. Во-первых, заказчику должно быть предоставлено право, исходя из специфики местных условий, выбирать: проводить ли ему конкурс или аукцион. На сегодня же, напомню, действует законодательно установленный перечень большого количества товаров, работ и услуг, при заключении контрактов на которые обязательно проведение аукциона. В то же время, как считают специалисты Минфина РК, при проведении аукционов зачастую наблюдается явный сговор между участниками, а цена контракта в таком случае минимально отличается от начальной.

- Насколько известно со слов организаторов, это не единственное ограничение, которое делает всю процедуру аукциона малоэффективной. Это так?

- Действующая процедура допуска к участию в аукционах позволяет выигрывать даже фирмам, у которых нет ни соответствующей техники, ни квалифицированных кадров. Зато они имеют возможность предложить минимально низкую цену, что оказывается решающим аргументом в их пользу. Заказчик должен иметь полное представление о том, располагает ли потенциальный исполнитель необходимым опытом для выполнения заказа. А этого нет. И как результат, в случае недобросовестного исполнения контракта заказчики все равно вынуждены продолжать сотрудничество с победителями торгов, так как процедура расторжения контракта сложна и длительна по времени.

- А как быть в этом случае?

- Мы предлагаем Правительству РФ предусмотреть перечень дополнительных требований, которые заказчик вправе предъявить к участникам размещения заказа. Речь идет, во-первых, о том, что потенциальный исполнитель должен представить информацию о наличии у него производственных мощностей, оборудования, финансовых и трудовых ресурсов с учетом отраслевой специфики.

Необходимо законодательно закрепить возможность на любом этапе процедуры заключения контракта отстранения от торгов участника, о котором выяснится, что он включен в реестр недобросовестных поставщиков. Ведь сроки проведения этих процедур достаточно длительные - до 80 дней. И коль скоро речь зашла о сроках, то в ряде случаев при проведении конкурсов их следовало бы сократить. Закон должен учитывать особенности северных регионов. При выделении дополнительных средств, в том числе из федерального бюджета, скажем, в августе-сентябре, нет возможности освоить их до конца года еще и в силу климатических условий, отсутствия транспортного сообщения.

- Не секрет, что при формировании заказа на выполнение подрядных работ, оказание услуг предусмотреть точные объемы просто не всегда реально…

- Да. Например, если речь идет о транспортных услугах, услугах авиации, техническом обслуживании оборудования, ремонте его и т.д. Процедура заключения контрактов должна предусматривать подобные ситуации. К примеру, возможно изменение цены контракта по финансовым услугам в зависимости от ставки рефинансирования, устанавливаемой Центробанком России. Это особенно актуально в настоящее время, так как банки не рискуют предоставлять кредиты бюджету на условиях твердой цены контракта. Заказчику должна быть предоставлена возможность изменения условий контрактов в случае уменьшения бюджетного финансирования.

Ну и, наконец, на сегодня средства, сэкономленные при процедуре заключения госзаказа, автоматически просто изымаются в бюджет, и это никак не сказывается на финансовом положении заказчика. Проще говоря, почему бы не предоставить бюджетным организациям право часть сэкономленных средств перенаправлять на текущие нужды, в том числе и на дополнительные закупки?

- На какой стадии сейчас находится рассмотрение законодательной инициативы Госсовета РК?

- На днях я приняла участие в слушаниях по проблемам законодательного обеспечения размещения госзаказа в Государственной Думе РФ. Кстати, слушания были инициированы парламентами субъектов Северо-Запада. Выступая перед думскими коллегами от лица законодателей федерального округа, я озвучила наши предложения, и мы были поддержаны другими субъектами, экспертами, представителями научно-исследовательских институтов.

Не хочу заранее говорить, что нашу законодательную инициативу ждет безоблачное будущее. Чиновники Правительства РФ ко многим озвученным позициям относятся неоднозначно, они, к примеру, ключевым условием считают обеспечение максимальной прозрачности при проведении закупок. А достигать этого предполагается двумя способами: через создание и функционирование единого сайта для размещения информации о закупках в целях обеспечения единого информационного поля, а также через проведение электронных торгов. Мы согласны с этим, но и наши предложения должны быть учтены, так как они подсказаны практикой.

По итогам слушаний в Москве был выработан ряд рекомендаций. Участники согласились, что Госдуме РФ необходимо в приоритетном порядке рассматривать законы, направленные на совершенствование процедур размещения заказов. Федеральным органам исполнительной власти предложено в кратчайшие сроки скорректировать номенклатуру товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, приобретаемых по аукциону. Будут разработаны методические рекомендации по порядку формирования начальной цены контракта и расчету экономии бюджетных средств, типовая документация по аукциону и конкурсу.

Но я считаю, что это лишь первые позитивные шаги. Не случайно, в Бюджетном послании Дмитрия Медведева много сказано о необходимости адаптации бюджетной системы к изменившимся условиям. В том числе речь идет и о совершенствовании системы госзакупок. Это обнадеживает.

Беседовал Николай Володин