Новости Республики Коми | Комиинформ

В Коми обсудили проблемы инклюзивного образования

В Коми обсудили проблемы инклюзивного образования
В Коми обсудили проблемы инклюзивного образования
logo
 

Переговорная площадка по теме "Шаг к инклюзии: проблемы, опыт, перспективы" прошла в Сыктывкаре 6 мая. Цель переговорной площадки - выработка совместного плана действий по развитию в Сыктывкаре инклюзивного образования, при котором особые дети учатся совместно со здоровыми. Инициаторами и организаторами переговоров выступили Ухтинская городская организация Всероссийского общества инвалидов и общественная организация родителей детей с особенностями развития "Особое детство".

В работе переговорной площадки приняли участие: заместитель Министра образования РК Наталья Студиград, заместитель главы администрации Сыктывкара Людмила Афанасьева, начальник управления дошкольного образования Сыктывкара Тамара Горбунова, педагоги, воспитатели, ученые, представители общественных организаций Коми.

По данным исследования, проведенного организацией "Особое детство", 95 детей с ограниченными возможностями Сыктывкара имеют серьезные проблемы с реализацией права на образование. Из них 18 детей не посещают детский сад, 49 - не учатся в школах. Те же, что посещают образовательные учреждения либо оторваны от семей, так как находятся в учреждениях интернатного типа, либо учатся не там, где должны- например, ребенок с речевой патологией учится в школе для детей с нарушениями интеллекта -, либо в учреждениях общего типа, но без условий, необходимых для обучения больного ребенка.

Напомним, что КРООР "Особое детство" разработала проект по внедрению интегративно-инклюзивного обучения в школу № 18 Сыктывкара. Этот проект прошел всестороннюю экспертизу и получил положительную оценку. Министерством образования РК было принято решение о его реализации.

В ходе мероприятия было рассказано о подвижках в реализации проекта: "Совместно с "Особым детством" было принято решение об открытии в 18 школе класса 7 вида =- класса для детей с задержкой психического развития. Кроме того, стало известно, что уже принято решение об открытии в МСКОШ № 40 класса для детей со сложной структурой дефекта и открытии там же класса для детей с имбецильностью.

Руководитель "Особого детства" Юлия Посевкина вынесла на обсуждение вопрос об инклюзии в детских садах и предложила создать группы комбинированной направленности в нескольких детских садах Сыктывкара - это небольшие группы здоровых детей, в которых включаются по несколько детей с особенностями развития. Начальник Управления дошкольного образования Тамара Горбунова сказала, что это возможно.

Все участники мероприятия отмечали проблему острой нехватки квалифицированных кадров: тифлопедагогов - специалистов по работе со слабовидящими детьми, дефектологов. "Мы внесли предложение о создании при Управлениях образования кадровых центров, где бы концентрировались узкие специалисты, каждый из которых работал бы в нескольких школах или детских садах. Например, в трех школах города есть по одному слепому ребенку - тифлопедагог из кадрового центра работает со всеми тремя. Таким образом решается две проблемы: полной занятости этого специалиста и экономии бюджетных средств. Ведь при наличии такого кадрового центра школе не придется брать в штат нового узкого специалиста при появлении очередного особого ребенка. Представители органов образования заинтересовались этим предложением. Очень надеюсь, что оно будет принято" - сообщила Юлия Посевкина.

В результате обсуждений участники переговорной площадки решили ходатайствовать перед правительством РК о создании межведомственного координационного совета, в который бы вошли все заинтересованные стороны, в том числе, родители. Координационный совет будет заниматься развитием инклюзивнго образования в Коми и рассмотрит все предложения, вынесенные на переговорной площадке.