Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью руководителя Агентства Республики Коми по социальному развитию Андрея Крылова агентству "Комиинформ"

Интервью руководителя Агентства Республики Коми по социальному развитию Андрея Крылова агентству "Комиинформ"
Интервью руководителя Агентства Республики Коми по социальному развитию Андрея Крылова агентству "Комиинформ"
logo

Сегодня в республике широко обсуждается законопроект "О дополнительных социальных гарантиях в Республике Коми некоторым категориям граждан, осуществляющим уход за престарелыми и инвалидами". На мартовской сессии Госсовета РК документ в первом чтении получил от депутатов - одобрение, от СМИ - короткое название "о патронаже" и был отправлен на доработку.

О том, что нуждается в усовершенствовании, кому и чем призван помочь этот законопроект, рассказал глава ведомства, в котором документ был подготовлен - руководитель Агентства Республики Коми по социальному развитию Андрей Крылов.

- Андрей Николаевич, какова цель законопроекта?

Чтобы расставить все точки над i, хочу напомнить, что понятия "социальная защита" и "социальная поддержка" включают в себя не только вопросы материального обеспечения престарелых граждан и людей с ограниченными возможностями. Эти люди не в меньшей степени нуждаются во внимании близких, в домашнем тепле и уюте. Но, к сожалению, именно эти потребности региональная система государственных стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания полностью удовлетворить не может, даже несмотря на достаточное высокое развитии этой системы.

Законодательство частично решает эту задачу - дает возможность людям, нуждающимся в посторонней помощи, максимально долго оставаться в привычной социальной среде. Им помогают на дому социальные работники.

Но усилий только соцработников в этом деле, согласитесь, недостаточно. Государственная политика в области социальной защиты пожилых граждан и инвалидов должна включать в себя и альтернативные механизмы решения проблемы помощи нуждающимся в постоянном уходе.

И такой опыт в России уже есть. Появляются инновационные формы оказания социальных услуг – частные агентства, предлагающие помощь сиделок, распространяются договоры пожизненного содержания с иждивением, формируется новый гражданский институт – приемная семья для престарелых и инвалидов.

Создание новых форм соцобслуживания продиктовано временем. Эти услуги востребованы и дают положительный эффект. Поэтому вполне логично, чтобы и в Республике Коми создавалась почва для стимулирования развития таких гражданских инициатив.

В этой связи по поручению Главы Республики Коми Агентством был разработан проект закона, который предусматривает выплаты тем, кто, не являясь родственниками гражданина, нуждающегося в посторонней помощи, принимает на себя обязательства по уходу за ним.

- Почему же законопроект не берет в расчет родственников?

- Потому, что трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать и заботиться о своих нуждающихся в уходе родителях. Эта норма установлена и Конституций РФ, и Семейным Кодексом России. Аналогичные обязательства установлены и между другими членами семьи (например, между дедушками и бабушками и их внуками). Для неработающих трудоспособных граждан, которые ухаживают за престарелым родственниками, установлено право на компенсацию в размере 1200 рублей. Все эти нормы закреплены на уровне Российской Федерации.

А цель нашего законопроекта - развитие новых форм оказания социальных услуг престарелым и инвалидам.

- Какие проблемы позволит решить новый закон?

Он позволит одновременно решить целый ряд социальных задач. О некоторых из них я уже говорил: это обеспечение пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями должным уходом, социальная адаптация этих людей, решение проблемы одиночества и нехватки доверительного общения.

Кроме этого мы надеемся получить и хороший экономический эффект. Во-первых, предусмотренная законопроектом форма даст реальную экономию бюджета республики. Одно дело – строить все новые и новые стационары, нести расходы по их содержанию и содержанию штата специалистов, и другое дело – расходовать деньги адресно: конкретному человеку за конкретную работу. Все предельно прозрачно, четко и оперативно.

И не будем забывать еще и то, что этот законопроект – хорошая возможность для энергичных инициативных граждан улучшить свое материальное и социальное положение. Это особенно актуально для тех, кто потерял работу. Ведь для принявших на себя обязательства по уходу за престарелыми и инвалидами предусмотрена выплата - 3 000 рублей в южной природно-климатической зоне и 3 600 рублей в северной природно-климатической зоне.

- Не подменяет ли проект закона деятельность государственных учреждений социального обслуживания населения?

- Ни в коем случае. Речь ведь не идет о сокращении стационаров отрасли. Напротив, как вы знаете, на уровне Главы Республики принято решение об увеличении числа мест в учреждениях соцзащиты для престарелых и граждан и инвалидов. Но с другой стороны, в каждом населенном пункте стационар не построишь – это и дорого и неэффективно.

Мы говорим об альтернативе – человек сам вправе выбирать: получать необходимый уход в профильном интернате или в домашних, можно сказать, семейных условиях. И эти пожелания граждан мы обязаны учитывать потому, что сфера социального обслуживания пожилых людей и инвалидов изначально ориентирована на выполнение их индивидуальных потребностей, а меры по социальной адаптации таких граждан являются приоритетными.

Простой пример. Наши специалисты очень часто сталкиваются с такой ситуацией, когда пожилые граждане уже в силу возраста и состояния здоровья не могут себя обихаживать, но при этом ни за что не хотят переселяться из родного дома в стационарное учреждение. И понять их можно: уезжать куда-то из мест, с которыми связана вся жизнь – это огромный стресс, который может оказаться пагубным для здоровья.

Законопроект о патронаже дает возможность избежать этого стресса: человек остается дома, а всю заботу о нем берет на себя другой человек, например, сосед или знакомый, который за оказание этих услуг получает от государства вознаграждение.

- Когда речь идет о вознаграждении, сразу возникает вопрос о возможных злоупотреблениях. Будет ли вестись должный контроль за тем, как оказываются услуги?

- Контроль должен быть обязательно. И законопроект ответственности с органов социальной защиты не снимает. Напротив, эта ответственность увеличивается. Специалисты отрасли соцзащиты будут проверять, насколько полно и своевременно оказан уход, есть ли у подопечного лекарства, сыт ли он, не испытывает ли он эмоционального дискомфорта от общения со своим опекуном.

Именно, чтобы предусмотреть все нюансы законопроект и предложили обсудить широкой общественности. Только такое обсуждение, учет всех конструктивных предложений и замечаний приведет к тому, что закон будет успешно работать и даст хороший эффект.

- Андрей Николаевич, в начале нашей беседы вы говорили об опыте других российских регионов, будет ли он учтен?

Новые формы оказания социальных услуг применяются в Самарской и Курганской областях, в республике Бурятия. В некоторых регионах такие виды соцпомощи существуют де-факто, но не оформлены законодательно.

Нам же наиболее интересен Самарский опыт. Здесь необходимость принятия нормативно-правовых документов продиктовала сама жизнь: в последние годы в области стихийно образовались приемные семьи для престарелых людей и инвалидов. Власти области решили законом урегулировать отношения опекунов и их пожилых подопечных. Сейчас количество таких семей области растет, это говорит о том, что такие отношения в обществе востребованы и выгодны для всех. Опыт Самары мы будем учитывать при доработке республиканского проекта закона.

- Вы думаете, в республике найдутся люди, готовые принять на себя обязательства по уходу за пожилым человеком или инвалидом?

- Я в этом уверен. Не нужно плохо думать о людях. И в городах, и в селах давно существуют отношения, когда за пожилыми, обремененными недугами людьми ухаживают обычные граждане – соседи, знакомые, бывшие коллеги по работе. Наверняка, есть среди нас и те, кто пока таких услуг не оказывает, но готов это делать. Сейчас наша цель с помощью тщательного мониторинга досконально выяснить, сколько жителей нашей республики уже взяли на себя заботу о немощных гражданах, скольких можно считать потенциальными опекунами, насколько охотно пожилые и инвалиды примут такие отношения.

Полагаю, итоги мониторинга будут весьма любопытными и полезными для усовершенствования законопроекта: ведь он должен быть не только востребованным, но экономически просчитанным. В целом же, исходя из предварительных выводов и дискуссий, концепцию законопроекта жители республики поддерживают.

Беседовала Ольга Репина