Проблема получения качественного образования в сельской местности стала предметом обсуждения на парламентских слушаниях в Госдуме России, сообщили "Комиинформу" в аппарате депутата Госдумы от Коми Ростислава Гольдштейна.
Образовательные учреждения в селе составляют 65 процентов, из 59 тысяч школ 38,6 сельские. В глубинке одиннадцатилетку заканчивают почти 30 процентов учеников или более четырех миллионов школьников. С ними, в свою очередь, работают 40 процентов российских педагогов. В последнее время наметилась стойкая тенденция по сокращению числа сельских школ. Главная причина – демографическая. Подушевой принцип финансирования учреждений вынудил закрыть многие малокомплектные учебные заведения. Однако, и Президент России и премьер-министр неоднократно подчеркивали: решать судьбу сельской школы нельзя руководствуясь только экономическими соображениями. Этот принцип особенно важен: ребенок имеет право на доступное и качественное образование вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи.
Проблемой реструктуризации сети образовательных учреждений в сельской местности в России занимаются давно. Минобраз РФ разработал несколько новых моделей школ. Одна из них – базовая школа с сетью филиалов. Кроме того, есть проект социокультурного комплекса – объединения образовательного учреждения с учреждениями культуры и дополнительного образования. Еще две модели – начальная школа-детский сад и школа-хозяйство.
За последние два года оснащенность оборудованием сельских школ значительно возросла. 136 тысяч ребятишек теперь могут ездить за знаниями на специальных школьных автобусах – это результат одноименной правительственной программы. 54 тысячи школ получили доступ к интернету. Важно не останавливать работу в сложных экономических условиях, и при разработке программы развития образования на 2011 и последующие годы учесть мероприятия по поддержке сельских школ, разработать новые образовательные стандарты в условиях задач, сформулированных Президентом, в основе которых – подготовка кадров для новой инновационной модели экономики. Участники слушаний направили свои предложения Правительству России, Министерству образования и науки, субъектам федерации.
"Сельская школа может решить многие задачи. Ее сохранение - это и внимание к демографической ситуации, и решение вопроса продовольственной безопасности. Закрытие учебного заведение или ухудшение его состояния не может не отражаться на жизни населенного пункта, – сообщил участник слушаний депутат Госдумы Ростислав Гольдштейн. – Национальный проект "Образование" будет продолжен. А значит, продолжится и работа на благо сельских педагогов и школ. Следующий год – Год учителя. К этому времени должна быть оформлена национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". Разработчики обещают отдельно прописать в ней меры по поддержке малокомплектных школ".