Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования обсудили на "круглом столе" в Ухте. В обсуждении приняли участие: глава Ухты Александр Макаренко, депутаты Совета Ухты, представители Министерства образования Коми, администрации Ухты, управлений образования и здравоохранения города, городской организации Всероссийского общества инвалидов, сообщили "Комиинформу" в Совете города.
Как отметила председатель Ухтинской городской организации Всероссийского общества инвалидов, депутат Совета Ухты Маргарита Колпащикова, городское общество инвалидов уже более шести лет совместно с администрацией города, Советом города занимается вопросами продвижением идеи инклюзивного образования в Ухте.
По словам первого замминистра образования региона Сергея Козлова, в последнее время в стране повысилось внимание и государства, и общества к проблемам социально уязвимых групп населения, однако в Коми, как и в других регионах, существует немало проблем, в числе них и отсутствие необходимых условий для получения качественного профобразования. Сергей Козлов подчеркнул, что существует определенный порядок получения образования детьми с ограниченными возможностями: они могут получить образование в специализированных образовательных учреждениях, на дому, в рамках индивидуального обучения по специализированной программе, в условиях стационарного лечебного учреждения и, наконец, в общеобразовательном учреждении – как раз тот способ получения образования, который обсуждался в рамках семинара. Более того, сегодня он практикуется и развивается в Ухте.
Как пояснила начальник Управления образования Наталья Безносикова, это и есть так называемое инклюзивное образование. Оно основано на том, что все дети, несмотря на свои физические и интеллектуальные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.
В Ухте подход инклюзивного образования впервые был освоен и внедрен в практику школой № 16. Это единственное общеобразовательное учреждение в городе, в котором созданы условия для нахождения там детей с проблемами передвижения. По словам Натальи Безносиковой, в Ухте планируется внести дополнения в долгосрочную целевую программу через включение мероприятий по реализации программы "Развитие школы № 16" проекта "Школа для всех" с финансированием ее мероприятий. В планах - введение в штат образовательных учреждений должности педагога-психолога. Кроме того, необходимо создание специальных центров с введением специалистов для организации работы по раннему выявлению детей с ограниченными возможностями. Главная задача – переход, который наметило Управления образования, от обычного образования детей-инвалидов к инклюзивному и вынесение предложений по данной проблеме на уровень органов власти.