Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью ректора Коми государственного педагогического института Валерьяна Исакова агентству "Комиинформ"

Интервью ректора Коми государственного педагогического института Валерьяна Исакова агентству "Комиинформ"
Интервью ректора Коми государственного педагогического института Валерьяна Исакова агентству "Комиинформ"
logo

Совсем скоро около 400 юношей и девушек пополнят ряды студентов дневного отделения Коми педагогического института, а свыше 220 человек поступят на заочное отделение. О работе и перспективах развития старейшего вуза Коми в интервью агентству "Комиинформ"  с ректором пединститута Валерьяном Исаковым.

- Валерьян Николаевич, первый вопрос очевидный: как идет новый набор студентов?

- Конкурс заявлений есть по всем специальностям, правда, в целом чуть меньше, чем в прошлом году. Нам бы хотелось принять в вуз больше молодежи, способной к педагогическому труду, но по ЕГЭ обнаружить таких людей невозможно. Правда, то, что человек идет в педвуз, уже говорит много о его склонностях.  

Если смотреть шире, то организация качественного набора студентов в пединститут должна быть не только нашей, но и общегосударственной проблемой. Если мы  хотим, чтобы в школах были хорошие учителя, надо беспокоиться об этом сегодня. Тем более что снова начался рост рождаемости. Уже требуется больше воспитателей детских садов, через несколько лет учителей начальных классов и т.д. Если же уменьшать прием на педагогические специальности или брать туда кого ни попадя, скоро учить детей будет просто некому.

В этой связи не могу не отметить ту крайне негативную роль в приемной кампании института, которую сыграла газета "Трибуна". Поджарив "факты", она распространила многотысячным тиражом среди родителей, дедушек и бабушек нынешних и возможно будущих наших студентов такую "грязь" об институтской жизни, что им хоть забирай своих детей обратно. Но я бы посоветовал им, да и всем тем, кому небезразличен Коми пединститут, обратиться к газете "Молодежь Севера" от 24 июля, которая рассказала, как на самом деле обстоят дела в старейшем вузе республики. Хотя я уверен, что мало кто поверил в те небылицы. Наш вуз, его добрые традиции, его микроклимат хорошо известны. 

- Сейчас все вузы стараются идти в ногу со временем, развиваться и предлагать новые услуги студентам. Расскажите, как с этим обстоит в институте?

- Задача любого профессионального учебного заведения – дать соответствующее времени качественное образование, выпускать специалистов, способных конкурировать на современном рынке труда. Я уже много раз говорил, что педагогическая специальность уникальна, она дает универсальные знания. Студенты нашего института не просто получают подготовку по своей предметной области, они овладевают методическими и психолого-педагогическими навыками, учатся общаться с людьми, организовывать работу коллектива. Мы часто говорим, что пединститут – кузница не только педагогических, но и управленческих кадров, потому что знаниями и умениями, которые получает наш выпускник, должен владеть и любой руководитель. Не зря среди них есть много руководителей разного уровня.

Наш институт выпускает специалистов, умеющих трудиться, поскольку большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Раньше мы были спокойны – институт дает хорошие знания, и все. Но многое в стране меняется, и сейчас этого уже недостаточно. В последнее время активизировалась инновационная деятельность вуза, изменился менталитет преподавателей.  Каждая кафедра, каждый факультет стремится развиваться, вносить что-то новое. Корректируется и обновляется перечень специальностей и специализаций. Проповедуем принцип: "качество образования через инновации". Ежегодно появляются 3-4 новые научные или научно-методические лаборатории по  различным проблемам инновационного образования и воспитания. В 2007 году 7 наших образовательных проектов вошли в каталог "Инновационный потенциал Республики Коми". Мы получили 3 диплома конкурса Правительства Коми в области качества, кроме того, стали дипломантами российского конкурса "Сто лучших товаров".

Я считаю, что педагогический вуз должен быть инновационным по своей сути, поскольку содержание образования и технологии обучения в школе постоянно меняются, и наши выпускники должны быть к этому готовы. К примеру,  студенты пединститута имеют практически неограниченный доступ в Интернет. С 2004 года наш вуз является центром повышения квалификации педагогических кадров по программе Intel "Обучение для будущего" и сам активно использует ее идеи. Эта программа позволяет создавать увлекательные уроки с применением новых информационных технологий,  и наши выпускники, преподающие в школах, с удовольствием применяют свои знания на практике.

- Говорят, что мощь вуза оценивают по его научно-педагогическому потенциалу.

-Процент "остепененности" преподавателей вуза – один из показателей его серьезности, у нас он приближается к 60%. Это тот рубеж, с которого начинаются академии и университеты. За последние 4 года наши преподаватели защитили 6 докторских и 35 кандидатских диссертаций. Это дало возможность расширить собственную аспирантуру на 4 новые специальности.  Мы создали совет молодых ученых, чтобы помочь студентам и аспирантам проводить научные исследования. Я бы сказал, что наш педагогический состав - сплав молодости и опыта. В штате института  равномерно распределены как начинающие, так и опытные и зрелые преподаватели, имеющие серьезные научные заслуги.

Мы также привлекаем к работе серьезных ученых из ведущих вузов Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Кирова и т.д. Общение с ними приносит большую пользу и молодым преподавателям и студентам.

- Есть ли у института связи с иностранными вузами?

- Мы уже давно обмениваемся студентами и преподавателями с Фармингтонским университетом штата Мэн (США). Совместно с университетом из Гранады (Испания) работаем в рамках международного проекта по славистике. В области финно-угорского языка сотрудничаем с Венгрией. Есть тесные связи с Германией по обмену учебно-методической и научной литературой.

С 2007 года институт тесно связан с институтом экологического образования из Рантасалми (Финляндия). Открыли центр образования для устойчивого развития, теперь на его базе реализуется международная программа по разработке учебных видеофильмов по экологии. В том же году совместно с посольством Франции мы открыли центр французской культуры для изучения и распространения французского языка и культуры в республике.

Но самое главное событие -  вхождение института в июне этого года в состав Арктического университета - сообщества северных вузов, занимающихся проблемами Арктики. Мы вошли туда с рядом предложений по сотрудничеству в области экологического и этнокультурного просвещения и образования.

Кроме того, планируем участие в международных проектах европейской значимости, нацеленных на увеличение числа студентов и преподавателей, проходящих обучение за рубежом. Есть также проект, направленный на сотрудничество между образовательной сферой и промышленностью. В частности, нашим партнером наряду с Ухтинским государственным технологическим университетом является ООО "Северные магистральные нефтепроводы".

- Сейчас вузы стараются зарабатывать самостоятельно, искать дополнительные средства с помощью коммерческой деятельности. Какая работа проводится в этом направлении у вас?

- Да, сейчас внебюджет для многих является основным финансовым источником развития вуза, его учебно-материальной и информационной базы. Прилагаем много усилий, но для нас, как и вообще для всех периферийных педагогических вузов, проблема добывания внебюджетных средств очень серьезная. Ведь главный наш заказчик как в образовательной, так и в научной сфере – не банковская система, не нефтегазовая или какая-нибудь иная богатая  отрасль, а прежде всего образование. Тем не менее, определенные успехи есть. Число же контрактников в нашем вузе составляет всего 10%, хотя стоимость обучения довольно низкая -  от 16 до 32 тысяч в год по специальностям, тогда как реальная стоимость обучения студента намного выше, в среднем около 70- 80 тысяч.

Стараемся добывать деньги через факультет дополнительного профессионального образования, оказывающий широкий спектр платных образовательных услуг, ведущий повышение квалификации и переподготовку кадров по серьезным образовательным программам. В частности, там мы даем дипломы по дополнительной квалификации "Менеджмент в образовании", "Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций", "Юридический психолог", "Эколог".

Отмечу также, что в прошлом году мы вошли в число 31 вуза России, получивших право вести довузовскую подготовку бывших армейцев, т.е. ребят, которые проходили военную службу по контракту не менее 3 лет, и оставили армию. Пользуясь случаем, приглашаю их к нам в наступающем учебном году.

- Как обстоит дело с укреплением материально-технической базы института?

- Это направление работы является сейчас нашим приоритетом. Изыскиваем все бюджетные и внебюджетные возможности для проведения ремонта, приобретения учебно-лабораторного оборудования, компьютерной и аудио-видеотехники, литературы и т.п. Конечно, мы – небогатый вуз, но все необходимое делать удается. Иначе не добиться хорошего качества обучения. Да было бы и стыдно приглашать многочисленных гостей, проводить российские и международные конференции и т.п.

В частности, мы надстроили этаж, на котором будут располагаться новые кабинеты. На каждом факультете создали удобные и светлые лекционные аудитории и аудитории для проведения занятий с помощью мультимедийного оборудования. Даже преподаватели-скептики теперь довольны открывшимся перед ними новым возможностям, а как рады студенты! В местечке Коччойяг есть биологическая станция института, где проходят практику студенты-биологи. Мы планируем превратить ее в базу отдыха для студентов и преподавателей.

Что касается общежитий, а их у нас пять, то могу сказать, что условия проживания там неплохие. Всех нуждающихся обеспечиваем местами.  В общежитиях регулярно проводится ремонт, обновляется мебель и т.д. Вот на днях поступит новая партия мебели на 1,5 миллиона рублей. За порядком следят студенческие оперотряды, в целях безопасности есть тревожные кнопки, планируем устанавливать видеонаблюдение.  

Считаю, что у нас хорошая система студенческого самоуправления: в каждом общежитии имеются студсоветы, создан общий для всего студгородка Студенческий совет (или Дума, как называют сами студенты). В этом году прошли конкурсы комнат внутри общежитий, а затем конкурс между общежитиями. Победителей мы всегда награждаем полезными подарками, например, электрочайниками в комнаты или мягкой мебелью в комнату отдыха общежитий.

- Организован ли в институте досуг студентов?

- Наши студенты много учатся, но умеют и отдыхать. В институте работает центр досуга, в котором ребята могут проявить свои таланты, участвуя в художественной самодеятельности. Есть хорошие команды КВН. Особо я хотел бы отметить факультет дополнительных педагогических профессий, после двух лет обучения на котором студенты получают сертификат на право работать в сфере дополнительного образования - руководителями кружков и творческих коллективов. Там они занимаются любимым делом – танцуют, поют, играют и одновременно учатся преподавать. Учитывая, что большая часть наших студентов сельские дети, не имеющие возможности платить за дополнительное образование, обучение на этом факультете для них совершенно бесплатное.

Кроме того, в институте функционирует спортклуб, в котором студенты с удовольствием занимаются баскетболом, волейболом, лыжами, туризмом и другими видами спорта. Очень удачно в последнее время выступают легкоатлеты, побеждая на республиканских чемпионатах. Недавно наш студент Максим Когут стал кандидатом в мастера спорта по бегу. Мы рады успехам спортсменов и стараемся всячески их поддерживать. Например, талонами на питание в институтской столовой.

Так что могу сказать, что в Коми пединституте для студентов созданы достаточно хорошие условия как для учебы, так и для отдыха. Институт находится в стадии активного развития и будет дальше стремиться к тому, чтобы отвечать требованиям времени. У нас серьезные планы в области совершенствования педагогического образования, которые, уверен, будут выполнены.

Беседовала Анастасия Маркова.

Подписывайтесь на наш канал в MAX

Подписывайтесь на канал "Комиинформа" в MAX




На сайте осуществляется обработка пользовательских данных с использованием Cookie в соответствии с Правилами использования cookies. Оставаясь на сайте, Вы соглашаетесь с условиями Правил. Вы также можете запретить сохранение Cookie в настройках своего браузера.