Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью министра образования и высшей школы Коми Нелли Струтинской агентству "Комиинформ"

Интервью министра образования и высшей школы Коми Нелли Струтинской агентству "Комиинформ"
Интервью министра образования и высшей школы Коми Нелли Струтинской агентству "Комиинформ"
logo
Республика Коми третий год подряд участвует в приоритетном национальном проекте "Образование". О том, что было сделано, каких успехов достигли и с какими проблемами столкнулись в интервью агентству "Комиинформ" рассказала министр  образования и высшей школы Коми Нелли Струтинская.

 - Нелли Леонидовна, расскажите, пожалуйста, как в Республике Коми идет реализация нацпроекта "Образование"? Можно ли дать ему общую оценку?

- Основной итог первых двух лет реализации нацпроекта состоит в том, что он стимулировал не отдельные частные, а общесистемные положительные изменения по всем направлениям образования. Это касается как России, так и нашей республики.

Вообще роль этого нацпроекта, как и любого другого, заключается в главном – это инвестиции в человека. И речь идет не только о денежных средствах. Образованию, его инновационному потенциалу, отводится важнейшая роль, поскольку именно образование определяет общий уровень социально-экономического развития общества.

- Если говорить о конкретных направлениях нацпроекта, то в каждом из них наверняка найдется то, что изменилось в лучшую сторону…

- Конечно. К примеру, увеличилось количество образовательных учреждений, имеющих инновационные программы развития: в 2005 году таких насчитывалось 39%, в 2006 – 44%, в 2007 – 53%. Возросло количество школ, которые приняли участие в конкурсном отборе на звание лучшей школы и победили на российском уровне. За два года было подано 96 заявок, 57 из которых от городских и 39 – из сельских школ. На сегодня они стали ресурсными центрами, в которых аккумулируется методический, ресурсный и кадровый потенциал. Похожая ситуация наблюдается и в конкурсном отборе среди учителей. Из года в год растет число желающих показать себя, наши педагоги стали смелее, увереннее, что позволяет им побеждать на российском уровне.

По направлению "Повышение значимости и качества воспитательной работы" более 6 тысяч педагогов получают дополнительное вознаграждение за классное руководство. Среднемесячная сумма вознаграждения на одного педагогического работника, выполняющего функции классного руководителя, с учетом доплат из республиканского бюджета в 2007 году составила 2104 рубля. Применение такого метода поощрения в свою очередь позволило устранить частую сменяемость классных руководителей, улучшить индивидуальную работу с учащимися и родителями.

Повышение профессиональной компетентности учителей обусловило повышение уровня качества образования. Определенным свидетельством тому можно считать увеличившуюся долю выпускников, поступивших в вузы: в 2005 году начали получать высшее образование 57,8% выпускников, в 2006 – 58,9%, в 2007 – 63,7%.

Плюс к тому, за два года 131 школа республики, то есть это почти каждая четвертая школа, получила современное учебно-лабораторное оборудование. Причем объемы поставок значительно наращиваются: если в 2006 году в регион поступило 57 классных комплектов, то в 2007 – уже 74.

В целях поддержки одаренной талантливой молодежи в рамках нацпроекта в 2007 году премии получили 38 молодых людей.   

- Как выглядит Республика Коми на общероссийском уровне в плане сдачи ЕГЭ?

- Могу с радостью констатировать, что в прошлом году наши результаты ЕГЭ по обществознанию, математике, русскому языку, биологии и истории и литературе были несколько выше среднероссийских. Пониже результаты были только по трем предметам: химии, географии и физике.

В этом году уже известно, что наши школьники показали хорошие результаты на первых двух ЕГЭ. Средняя отметка по республике по информатике составляет 3,5; по английскому языку – 4,0. Исходя из оценки по 100-бальной шкале, средний балл по информатике равен 56,1; по английскому языку – 69,8. 6 человек также получили высокую оценку, набрав 95 и 96 баллов. Средняя отметка по обязательному предмету – русскому языку – 3,46. В ближайшее время будут известны результаты ЕГЭ по математике. Думаю, здесь тоже будет чему порадоваться.

- Злободневной проблемой является перевозка детей в школьных автобусах. Многие из них, как известно, не соответствуют ГОСТам. Как планируется решать этот вопрос?

 - В настоящее время на балансе муниципалитетов  находится  178 единиц  автотранспорта, которые эксплуатируются для перевозки детей.  Большая  часть из них  старше 2000 года выпуска. Конечно, время идет, и меняются требования. Поэтому в 2008 году Правительством Республики Коми  принято решение  о выделении 12,76 млн. рублей из республиканского бюджета Республики Коми на переоборудование  автобусов в соответствии с требованиями ГОСТа "Автобусы для перевозки детей". Всего таких транспортных средств у нас 76, поэтому задача управиться до начала нового учебного года перед главами поставлена. Наша задача – проконтролировать выполнение.

Что касается оборудования школ пожарной сигнализацией, то в  2007 году из республиканского бюджета на эти цели было выделено  более 33 миллионов рублей. Во всех школах республики установлено современное противопожарное оборудование.

- В последнее время Правительством России и Правительством Республики Коми принимаются все меры для улучшения условий труда педагогов, повышения их заработной платы. Как переход на новую систему оплаты труда повлиял на настроения педагогической общественности, результат их труда?

 - Пока еще нельзя четко ответить на этот вопрос, потому что прошло очень мало времени. Единственное, что могу сказать, это то, что целью являлось поощрить тех педагогов, которые трудятся в полную силу и показывают высокий результат работы, поскольку новая система оплаты труда призвана простимулировать педагогов к повышению производительности труда. Иными словами: хорошую зарплату будет получать тот, кто действительно работает на результат.

Беседовала Валентина Гончарова