Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью главы Удорского района Коми Руслана Ульянова агентству "Комиинформ"

Интервью главы Удорского района Коми Руслана Ульянова агентству "Комиинформ"
Интервью главы Удорского района Коми Руслана Ульянова агентству "Комиинформ"
logo

 Удорский район - один из самых богатых в Коми муниципалитетов по лесным запасам. О перспективах развития  лесной отрасли района  мы попросили рассказать главу Удорского района Руслана Ульянова.

 

Руслан Николаевич, каково состояние лесной отрасли района сегодня?

В районе работает 19 лесозаготовительных предприятий и частных предпринимателей. Самые крупные из них – это "Удоралес", дочернее предприятие ОАО "Монди Бизнес Пейпа – Сыктывкарский ЛПК" и Междуреченский филиал ОАО "ЛПК "Сыктывкарский ЛДК". Каждое предприятие ежегодно вырубают по 400 тысяч кубометров леса. Все остальные предприятия в общей сложности вырубают столько же.  Часть древесины используется для производства пиломатериалов в Сыктывкаре, которые за тем идут на экспорт, остальная древесина поставляется на  Сыктывкарский ЛПК и Коряжемский ЦБК.

Сейчас в нашем районе происходит перевооружение и смена технологий лесозаготовки, что имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, предприятиям выгодно заготавливать лес по скандинавской технологии. С другой стороны финская техника в сырую погоду, особенно весной и осенью, тонет и вязнет в мокрой почве, что естественно тормозит заготовку. Есть еще один минус – это сокращение рабочих мест. Однако процесс модернизации не остановить.

Этим летом по инициативе Администрации района  была создан Общественный лесной совет Удорского района. В него вошли представители крупных и малых лесозаготовительных предприятий, лесхозов, общественных природоохранных организаций, администрации и местного населения. Главная цель работы лесного совета – согласование позиций различных сторон в процессе лесопользования и лесоуправления. Совместно с советом мы разрабатываем стратегию лесопользования в районе. Мы участвуем в механизме формирования Лесного плана Республики Коми, утверждение которого должно состояться в соответствии с новым Лесным кодексом РФ. Буквально на днях мы закончили совместную работу Общественного лесного совета района с Министерством промышленности и энергетики Коми и Комитетом лесов республики по определению, какие участки лесного фонда подлежат вырубке, а какие необходимо сберечь для будущих поколений.

Более 20 лет на территории Удорского района лесозаготовку вели болгары. Нет желания вновь наладить партнерские отношения с Болгарией?

 

Вряд ли это возможно, хотя после болгар у нас в районе остались самые теплые воспоминания о временах совместного сотрудничества. Наша принципиальная позиция заключается в том, что необходимо организовывать переработку древесины на месте, в районе. В администрацию муниципалитета и правительство уже поступают предложения от зарубежных фирм, которые хотели бы построить лесоперерабатывающие заводы на территории района. В частности заинтересованность проявляют инвесторы из Швеции, Германии, Австрии, Англии и конечно, российских  регионов. Мы в свою очередь даем им информацию о состоянии лесфонда, лесовозных, автомобильных и железнодорожных дорог, о рабочей силе.

Уже сейчас в Благоево строится завод по производству топливных гранул – пеллет. В 2008 году завод начнет свою работу, произведенное им биотопливо пойдет на экспорт. Кроме того, мы рассматриваем возможность перевода нескольких котельных на древесное сырье.

Что это даст району?

 

Надеемся, что это поможет хотя бы частично решить проблему отопления, так как использование альтернативных видов топлива экономически более выгодно, чем мазут, на котором  сегодня работают самые крупные котельные района, используя 76 процентов топливных ресурсов.

Цены на нефтяное топливо: нефть, мазут, бензин никто не ограничивает. Тогда как цены на жилищно-коммунальные услуги регламентируются правительством. Учитывая, что нынешний уровень тарифов уже не укладывается в уровень цен на мазут, это может привести к краху всех предприятий ЖКХ. Сегодня в районе складывается просто безвыходная ситуация. Топлива недостаточно, оно поступает буквально с колес, потому что жилищно-коммунальным предприятиям не хватает средств на закупку мазута, который в свою очередь дорожает практически каждый месяц. Если в сентябре он стоил 7 тысяч 200 рублей за тонну, то 23 октября цена поднялась до 8 тысяч 400 рублей, а с учетом доставки  железнодорожным транспортом – стоимость одной тонны достигает почти 9 тысяч рублей. С 1 ноября цена будет ещё выше. В то же время в стоимость одной гигакаллории теплоэнергии, поставляемой населению заложена цена мазута – 5 тысяч рублей за тонну. Таким образом, даже при  условии стопроцентной оплаты населением коммунальных услуг,  вся сумма идет только на закупку мазута. Получается замкнутый круг: население не хочет платить за некачественные услуги, а предприятия ЖКХ из-за неплатежей не могут их предоставить. Пока федеральный центр будет "накапливать жирок" за счет доходов от безудержного роста цен на основное топливо, а население и предприятия во всей стране страдать от этого, никакого разрешения проблем с ЖКХ не предвидится.

Какой выход возможен из сложившейся ситуации?

 

Модернизация системы ЖКХ, перевод котельных на более дешевое топливо – уголь, дрова, биотопливо, газ. Но в нашем районе нет газопровода, у нас даже нет хорошей дороги, чтобы завозить сжиженный природный газ.

Как в районе решается вопрос строительства и ремонта дорог?

 

Большинство наших дорог можно назвать скорее направлениями, нежели дорогами. Большинство автомобильных трасс находятся в республиканском пользовании, а тех 25 миллионов рублей в год, которые выделяет республиканский бюджет на содержание дорог, естественно, не хватает на ремонтные работы.

В самом плачевном состоянии сейчас находятся участки дорог Важгорт-Чупрово и Чернутьево-Пысса. В лучшем состоянии находятся лесовозные дороги, большинство из которых были построены еще при болгарах. Но здесь возникает другая проблема – лес вокруг этих дорог практически вырублен, и   лесозаготовителям необходимо строить новые дороги. В этой связи мы ведем переговоры с лесозаготовителями и предлагаем помощь администрации.

Однако самая большая проблема муниципалитета – это отсутствие постоянной автомобильной дороги, которая связывала бы район с центром республики. Сейчас кроме железной дороги район связывает старая лесовозная дорога Айкино-Кослан, которая эксплуатируется уже очень много лет, на которой постоянно ломаются мосты. В этом году мы привлекли около 100 тысяч внебюджетных средств, на которые произвели текущий ремонт пяти мостов, но это не решает проблему.

К счастью в этом году правительством республики было выделено 90 миллионов рублей на строительство "дороги жизни" Айкино-Кослан, которая соединит с Сыктывкаром два района - Удорский и Усть-Вымский. В будущем году из республиканского бюджета будут выделены баснословные по наши меркам средства – около 460 миллионов рублей. Это очень большая сумма, превышающая весь консолидированный бюджет Удорского района. За это мы благодарны правительству республики, лично Главе Коми Владимиру Торлопову и первому заместителю Главы РК Павлу Орде. В ближайшие три года правительство обещает полностью достроить дорогу и решить, наконец, одну из самых важных проблем района.

Есть еще один положительный момент, это предполагаемое уже в будущем году возобновление строительства железнодорожной магистрали Белкомур, участок которой Вендинга-Карпогоры проходит и по территории нашего муниципалитета. Недавно в районе были представители Республиканского центра оценки и консалтинга, проводящие оценку объектов незавершенного строительства железнодорожной магистрали "Белкомур" Ими был осмотрен 20 километровый участок просеки, прорубленной еще в 90-е годы. Оценщики остались довольны состоянием четырехкилометровой насыпи и опор, предназначенных для строительства моста через реку Вашка. Надеемся, что строительство Белкомура повлечет за собой развитие еще одного мощного проекта - Удорского ЦБК. А это в свою очередь даст толчок развитию всего района в целом.

Развивая лесную отрасль, каким еще отраслям Вы уделяете повышенное внимание ?

 

Сейчас у нас в районе развита только лесная отрасль, но мы хотим диверсифицировать экономику муниципалитета. Ведем переговоры с инвесторами по перспективным инвестиционным проектам. В том числе мы сейчас всерьез взялись за развитие туристической отрасли, тем более что в нашем районе есть еще нетронутые человеком леса, природные заказники и заповедники, причем есть и дороги, по которым можно провести туристов. А развитие туризма повлечет за собой развитие сферы обслуживания, что даст дополнительные рабочие места и доходы населению.

Этим летом в районе был создан Координационный совет по развитию туризма, который я лично возглавляю. Уже принята районная программа развития туризма на 2007-2009 годы, предусмотрено первое бюджетное финансирование. Программа направлена на поддержку детского туризма и развитие этно- и экотуризма. Приоритетным направлением работы является организация туристской деятельности и управление развитием туризма; рекламно-информационное обеспечение продвижения турпродукта как на внутреннем, так и на внешнем рынке; кадровое обеспечение. В отдельную подпрограмму выделено возрождение и развитие декоративно-прикладных промыслов.

Кроме того, мы создали Центр по туризму Удорского района, который будет осуществлять всю рабочую деятельность по приему и размещению гостей и по разработке маршрутов, в его задачи также входит координация работы по выездному туризму. Но пока мы только в начале большого пути по развитию туристской деятельности и в целом экономики нашего района.