Региональные власти не могут влиять на объемы подготовки кадров в федеральных учреждениях профессионального образования, работающих на территории республики. Это приводит к дублированию подготовки специалистов по одинаковым специальностям и невостребованности данных специалистов на рынке труда. Об этом заявила Председатель Госсовета Коми Марина Истиховская на XXXIV Конференции Парламентской Ассоциации субъектов Северо-Запада России.
Решением проблемы, отметила спикер парламента Коми, может стать законодательное закрепление совместного участия федеральных и региональных структур в определении контрольных цифр приема учащихся независимо от уровня реализуемых образовательных программ и уровня подчинения. "На наш взгляд, именно на общегосударственном уровне должны быть разработаны федеральные нормативные правовые акты, направленные на решение вопросов прогнозирования потребности и планирования подготовки профессиональных кадров", - сказала Марина Истиховская.
Она также заметила, что сегодня работодатели и учреждения профобразования в своей деятельности руководствуются разными нормативными документами-классификаторами. Поэтому получить достоверный прогноз невозможно по причине отсутствия полной и четкой статистики. Это, считает Марина Истиховская, в свою очередь делает невозможным принятие обоснованных решений по перепрофилированию учреждений профессионального образования.
По мнению спикера, необходимо разработать и утвердить на федеральном уровне единый классификатор информации о прогнозной потребности экономики и о подготовке кадров. Разработка на федеральном уровне единой методики расчета прогнозной потребности в трудовых ресурсах с учетом отраслевой специфики – рациональный путь решении проблемы, подчеркнула она. Кроме того, на федеральном уровне необходимо разработать и принять нормативные документы, устраняющие сложившуюся диспропорцию в подготовке кадров.
"Необходимо изменить соотношение по уровням профессиональной подготовки: 45% студентов должны обучаться в учреждениях начального образования, 30% - в учреждениях среднего образования, 25% - в вузах. А сегодня соотношение 27%- получающие рабочие профессии и 43 %- получающие высшее образование не способствует удовлетворению спроса на рынке труда. Считаю: повышение престижа получения рабочих специальностей - общегосударственная задача", - заявила спикер парламента Коми.