Расширение полномочий органов местного самоуправления и связанное с этим увеличение большей части расходных обязательств муниципальных образований приводит к недофинансированию собственных расходов муниципалитетов Коми. Об этом было заявлено на II съезде депутатов представительных и законодательных органов власти – членов и сторонников партии "Единая Россия", в рамках которого прошел "круглый стол" по теме "Местное самоуправление. Проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений".
Как констатировали участники форума, с принятием федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" задача обеспечения финансовыми ресурсами расходных полномочий, которые переданы на местный уровень в связи с проводимой в России реформой МСУ, стала еще более значимой.
По мнению сенатора от Коми Евгения Трофимова, бюджеты большинства северных территорий несут повышенные расходы, от уровня достаточности которых зависят напрямую жизнь населения, функционирование социальной сферы и экономики. При этом жизнеобеспечение регионов Севера, развитие муниципалитетов в них достаточно специфичны, они обусловлены суровыми природно-климатическими условиями, невысокой плотностью заселения, неразвитой социнфраструктурой, большими территориями, значительная часть которых имеет слабую транспортную сеть.
В качестве примера особых, характерных только для муниципалитетов северных регионов расходных обязательств, Евгений Трофимов привел так называемый "северный завоз", то есть обеспечение топливно-энергетическими ресурсами и продовольствием отдаленных районов с ограниченными сроками навигации.
В числе актуальных для муниципалитетов проблем он также назвал обеспечение деятельности ЖКХ и содержание муниципального жилого фонда: "львиная доля" объектов вводилась в эксплуатацию десятилетия назад и потому уже при передаче на местный уровень нуждалась в ремонте, затраты на который легли на плечи органов МСУ.
Эти и другие факторы, заявил сенатор, недостаточно учитываются действующим российским законодательством.
Евгений Трофимов также подчеркнул, что в условиях высокой бюджетной дотационности объем полномочий многих муниципалитетов фактически не соответствует их материально-финансовым возможностям. Один из выходов из этой ситуации – в наращивании налоговой составляющей доходной части местных бюджетов и передачи муниципалитетам тех налогов, на которые органы МСУ могут реально влиять. Для северных регионов, включая Коми – это прежде всего налоги и сборы, связанные с природными ресурсами.
В частности, заместитель председателя Северо-Западного межрегионального координационного совета "Единой России" Евгений Самойлов высказался за то, чтобы в местные бюджеты отчислялась доля налога на добычу полезных ископаемых.
В результате делегаты съезда решили поручить фракции "Единая Россия" в Госсовете республики выступить в адрес Госдумы и Правительства РФ с законодательной инициативой о внесении изменений в Налоговый, Бюджетный и Лесной Кодексы РФ о закреплении за органами МСУ дополнительных доходных источников, пересмотрев перечень и нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов в пользу муниципалитетов. Помимо этого, "единороссам" - парламентариям также поручено инициировать закрепление права регионов и муниципалитетов устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты.
Как заявил после съезда журналистам Глава Коми Владимир Торлопов, "органы местного самоуправления не будут эффективно развиваться, пока у них не появятся свои стабильные источники дохода".