Уважаемые депутаты
Государственного Совета!
В соответствии с Конституцией Республики Коми представляю вам Доклад о положении в республике и программу деятельности на 2000-2001 годы.
Оценивая работу правительства и ситуацию в республике, необ-ходимо, наверное, напомнить, что минувший год в политическом плане – это смена трех премьер-министров, борьба Думы против Президента, антитеррористическая чеченская кампания, думские выборы, отставка первого Президента России. В экономике сохранялись негативные отго-лоски августовского кризиса 1998 года. А поскольку мы живем не за же-лезным занавесом - все это ощущалось и на положении дел в республи-ке.
Тем не менее, мы взяли на себя напряженные обязательства, здесь, в этом зале, на прошедший год. Такие, как преодоление спада объемов производства, обеспечение активной бюджетной и финансовой политики, формирование эффективной системы социальной помощи, ликвидация задолженности по заработной плате, реструктуризация дол-гов перед внешними кредиторами.
В минувшем году нам в основном удалось решить эти задачи. Главное, мы считаем, в том, что погасили задолженность по зарплате работникам бюджетной сферы, снизили долги по всем социальным про-граммам, а значит, выполнили программу текущих платежей.
Впервые за 10 лет в 1999 году объем промышленного производст-ва увеличился на 2,2 процента. И достигнуто это за счет стабильной ра-боты всех отраслей.
Лесопромышленный комплекс обеспечил рост объемов производ-ства более чем на 20 процентов, увеличил выпуск всех основных видов продукции.
Получив первую, малую, но реальную государственную поддержку, шахтеры Печорского бассейна вновь доказали свою работоспособность. Им удалось остановить снижение добычи и нарастить объемы добычи угля за счет увеличения в основном производительности труда и сохра-нения рынков сбыта.
Удержали стабильный уровень добычи нефтяники республики. В отрасли создан хороший задел для успешной работы этой отрасли в те-кущем году.
В горнорудной промышленности мы заметно продвинулись в до-быче бокситов и жильного кварца, разработке месторождения баритов.
Меняется к лучшему и ситуация в инвестиционной сфере. Практи-чески мы сформировали сегодня инфраструктуру для привлечения инве-стиций в республику. Без остановки шла реализация таких крупных про-ектов как "Белкомур" и Средне-Тиманский бокситовый рудник.
Благодаря общим усилиям в 1999 году улучшились финансовые результаты. Прибыль предприятий возросла в 3,5 раза, убытки снизи-лись вдвое, уменьшилось количество нерентабельных предприятий.
Правительство старалось обеспечить устойчивый рост налоговых поступлений. В 1,5 раза по сравнению с 1998 годом увеличился консо-лидированный бюджет, он исполнен по доходам на 113 процентов. За-метно увеличились в прошлом году налоговые платежи в денежной форме.
Наиболее сложным 1999 год, как и прежде, был для решения бло-ка социальных вопросов. Больших усилий стоило удержать на макси-мально возможной отметке уровень жизни населения.
Снизились темпы инфляции, но мы считаем, что они еще доста-точно высоки, на треть уменьшилось число безработных, наблюдался рост накоплений и сбережений граждан.
Особое внимание мы уделяли и уделяем продовольственной безопасности. Понятно, почему: Россию два года преследовал неуро-жай. Это редкий случай в истории любого государства. Тем не менее, жители республики не ощутили на себе заметных отрицательных по-следствий, благодаря работе, прежде всего, наших аграриев, торговых компаний, предпринимателей.
Нормально работали все системы жизнеобеспечения, в том числе энергетика, коммунальное хозяйство, транспорт и связь, а также учреж-дения здравоохранения, образования и культуры.
Профессионализм правоохранительных органов обеспечил доста-точно высокие рубежи их деятельности, а, следовательно - защиту прав граждан и общественную безопасность.
Успешному решению задач 1999 года способствовала совместная конструктивная работа Государственного Совета и Правительства рес-публики. Принят ряд важных законов в экономической и социальной сферах.
Положительное влияние на ситуацию в целом оказали соглашения о социальном партнерстве, которые правительство республики заключи-ло между профсоюзами, работодателями и структурами власти. Круп-нейшие из них – по Печорскому угольному бассейну: между Комитетом по углю Российской Федерации, нашими основными работодателями – ОАО "Воркутауголь", "Интауголь", "Шахта "Воргашорская" и "Шахта "Западная", различными профсоюзными организациями угольщиков, муниципальными властями Инты и Воркуты и правительством республи-ки, а также трехстороннее соглашение, которое мы на прошедшем засе-дании правительства подписали между профсоюзами, работодателями и правительством республики. И во многом благодаря этому в республике традиционно сохраняется спокойная общественно-политическая обста-новка, гражданский мир и национальное согласие.
Мы отдаем себе полнейший отчет в том, какие трудности мы еще переживаем, мы еще далеки от положительной оценки решения вопро-сов - экономических и социальных, нам еще предстоит в этом направле-нии основательно поработать. Но в России в целом, а значит, и у нас, появилась на этом этапе реальная надежда, что после выборов Прези-дента в стране нормализуется политическая ситуация, будет создана обстановка предсказуемости и взаимопонимания всех ветвей власти, федерального центра и регионов. Естественно, я имею в виду нормаль-ного Президента.
Сегодня в республике мы имеем дееспособную структуру органов государственной и исполнительной власти, достаточную законодатель-ную базу, благодаря которым можем самостоятельно решать основные вопросы социально-экономического развития. Сложилась ситуация, ко-гда в республике есть все для ускорения темпов развития: финансовые возможности, высокий инвестиционный рейтинг, рыночная инфраструк-тура, банковская система, достаточно надежные все-таки социальные тылы.
Что необходимо сделать для того, чтобы эта новая задача стала реальностью? Прежде всего, извлечь уроки из опыта реформ, учесть до-пущенные ошибки и просчеты и не повторять их. Надо пройти путь от "дикого" к цивилизованному рынку, от полной свободы, граничащей с анархией, к разумному государственному регулированию и контролю, от жизни взаймы к платежной дисциплине, от западной, прозападной ори-ентации к реальной поддержке отечественного производства.
Мы все должны осознать, что в условиях устойчивого режима рос-та в новой истории России нам еще работать не приходилось. Мы с вами пока снижали темпы падения.
Особая роль возлагается в этом плане на 2000 год. Он должен не только закрепить положительные тенденции, а стать годом высоких тем-пов развития. И даже не тех, наверное, что мы планируем, а тех, о кото-рых говорил исполняющий обязанности Президента на встречах в Ива-ново.
Одна из главных задач Правительства сегодня – это создание ме-ханизмов вовлечения в производство богатых минерально-сырьевых и природных ресурсов республики. Они должны работать на республику и на её жителей. И они работают.
Сегодняшнее обсуждение вопросов об итогах тендера и конкурсах в нефтяной отрасли – очень хороший тому пример. Природные ресурсы работают.
При активном участии ученых, специалистов решены важные за-дачи их использования и сохранения, на этой основе – структурной пе-рестройки экономики.
Опорным хребтом промышленности остаются у нас традиционные отрасли. Перед угольщиками ставится задача довести в течение двух-трех лет добычу угля до 22-23 миллионов тонн. Учитывая закрытие семи шахт и отсутствие ввода новых мощностей уже более 10 лет, эта задача – очень трудная. Но ситуацию надо менять, энергичнее заниматься ре-конструкцией и перевооружением, строительством новых лав, активнее искать инвесторов.
В нефтедобывающей отрасли - увеличение объемов добычи за счет повышения уровня эксплуатации действующих скважин, освоения новых месторождений. Инвестиционный интерес к нефтегазоносной провинции республики растет, просматривается и его перспектива на будущее. Интерес возрос многократно, особенно с приходом в регион крупных нефтяных компаний.
Завершено обоснование Мезеньского нефтегазоносного бассейна, подтверждены промышленные запасы углеводородов в южных районах республики. В ближайшее время у нас будет презентация новой нефте-газоносной провинции – Мезеньского нефтегазоносного бассейна – мы приглашаем вас принять в ней участие.
Необходимо удержать уровень добычи газа за счет малых место-рождений в зоне газопроводных трасс, наращивания сырьевой базы "Севергазпрома", рациональной эксплуатации Вуктыльского месторож-дения. И что самое главное, самое трудное, наверное, сегодня - обеспе-чить надежность газотранспортной системы в пределах республики, учи-тывая то, что объемы транспорта газа будут увеличены.
Производственное будущее республики мы связываем и с разви-тием, параллельно с традиционными, новых отраслей. Прежде всего, речь идет о горнорудном комплексе. Мы уже убедились в том, что новая продукция востребована сегодня на рынке. Средства идут на развитие этих отраслей из предприятий, из других структур, из бюджета, и воз-вращаются в бюджет. И особенно, подчеркиваю, особенно это чувствуют местные бюджеты, начиная с Княжпогостского района, городов Воркуты, Инты и других.
Надо ускорить разработку, подпитать инвестициями строительство бокситового рудника, освоение месторождений баритов, марганцевых руд, жильного кварца, титана.
Это все большие проекты, на которые нужно уже навалиться. Сей-час количеством проектов, тем более малых, незначительных, мы не добьемся серьезных изменений в темпах развития республики.
Программой развития и реструктуризации лесопромышленного комплекса предусмотрен планомерный рост выпуска продукции на осно-ве структурных изменений, перевооружения производства, ориентации на углубление переработки древесины. У лесников есть сегодня непло-хие перспективные проекты, которые должны быть привлекательны и для отечественных, и для зарубежных инвесторов. В том числе один из последних - строительство завода по производству жилых домов.
По-прежнему остро стоит вопрос повышения эффективности и ка-чества переработки углеводородного сырья. В плане 2000-2001 года за-ложена реконструкция Ухтинского нефтеперерабатывающего завода, ко-торой занимается "ЛУКОЙЛ ". Предусматривается углубление перера-ботки нефти на этом предприятии и увеличение объемов переработки по сравнению с нынешними.
В феврале этого года руководство ОАО "Газпром" наконец решило вопрос о финансировании реконструкции Сосногорского газоперераба-тывающего завода. Этот ценный проект, стоимость которого около 97 миллионов долларов, на порядок поднимет эффективность переработки газа, и потянет за собой решение проблем, связанных с обеспечением завода сырьем, строительство новых газопроводов и параллельно – ре-шение социальных проблем.
Устойчивый и необратимый рост производства предполагает не только положительный итог в экономике в целом, но и в каждой отдель-но взятой отрасли. Нам надо внести перелом в характерный для послед-них лет "рваный" темп, когда одни отрасли попеременно проваливаются, а другие хронически скользят вниз. Обеспечить безотказное общее дви-жение нам вполне по силам.
Пора всерьез заняться всем и, прежде всего, предприятиям-производителям проблемами повышения эффективности производства, если хотим выжить и попасть на рынок, включить в работу такие эконо-мические рычаги как фондоотдача, производительность труда, рацио-нальное использование ресурсов и многое другое, из чего складывается благополучие предприятий, а значит, и региона.
Ориентируя экономику на рост производства, а это дополнитель-ный выпуск продукции, надо заранее побеспокоиться о рынках сбыта. Уверяю вас, с распростертыми объятиями нас никто не ждет, даже на-оборот. Со своей стороны, правительство республики гарантирует под-держку и стимулирование расширения как внешнеэкономических, так и межрегиональных связей наших предприятий. Мы должны в этом на-правлении идти одним строем.
Одним из главных направлений деятельности правительства на 2000-2001 годы, остается промышленная политика. К разработке ее кон-цепции мы приступили год назад. Суть ее заключается в том, чтобы в сравнительно небольшой срок поднять промышленный потенциал рес-публики на новый качественный уровень за счет наших природных ре-сурсов, технического перевооружения, структурной перестройки и со-временных систем управления. Все предпосылки для этого нашей пре-дыдущей историей созданы.
Экономический рост идет в одной связке с инвестициями. Надо вовлечь в инвестиционный процесс и "раскрутить" все реальные и по-тенциальные источники: бюджетные, иностранные, собственные накоп-ления предприятий, кредиты финансовых организаций, и собственные накопления населения. Деньги у северян есть, их надо пустить сегодня на пользу республике.
Правительство республики намерено совершенствовать дейст-вующие и создавать новые механизмы стимулирования инвестиционной деятельности. В том числе - реформирование инвестиционного законо-дательства, эмиссии ценных бумаг, возвратность заемных средств, ка-чественное управление государственными долгами.
Нужно, не откладывая, активизировать работу над крупными инве-стиционными проектами, которые создадут экономическую основу рес-публики на дальнейшую перспективу. Сегодня в числе таких проектов - "Северный транспортный коридор", новые шахты в Воркуте и Инте, строительство крупной ТЭЦ и создание мощностей по производству электроэнергии с поставкой ее в центр России в Инте, строительство комбинатов по переработке древесины в Удорском и Троицко-Печорском районах. Что касается тепловых ТЭЦ, то сегодня это вписывается в но-вую стратегию федерального Правительства по переводу тепловых мощностей с газа на твердое топливо.