По ее словам, еще на начальном этапе реализации знаменитого 131-ого закона, ряд муниципалитетов республики изъявили желание взять на себя реализацию всех полномочий, прописанных в законе. Например, Сосногорск и Усть-Вымский район, которые имели для этого хоть какие-то возможности, в то время как Усть-Куломский и Прилузский районы, которые также заявляли о полной готовности включиться в реформу, не могли похвастаться достаточно развитой инфраструктурой и развитой экономикой, добавила Клавдия Попкова. Тем не менее, на уровень поселений в 2006 году было передано лишь 16 полномочий из более чем 30, о которых говорится в законе. Также на поселенческий уровень частично было передана функция по исполнению местного бюджета.
По мнению специалиста администрации, большинство городских округов и муниципальных районов готовы взять на себя в следующем году дополнительные вопросы: например, организацию бесплатного общего образования, отдых детей в каникулярный период, организацию деятельности скорой и первичной медицинской помощи, опеку и попечительство, обеспечение малоимущих граждан жилой площадью, культуру и организацию досуга. В то же время, отметила она, зачастую на уровне районов путают понятие "полномочия" и "вопросы местного значения". Так, зачастую под организацией бесплатного образования понимают лишь затраты на содержание зданий, в то время как этот вопрос несколько шире. С 1 января 2007 года поселения возьмут на себя в полном объеме всю "культуру" и спорт, однако вопросы гражданской обороны, действий в чрезвычайных ситуациях, профилактика терроризма и экстремизма должны решаться совместно с советами районов и городов, уверена Клавдия Попкова.
Напомним, 131-ый закон был принят 6 октября 2003 года, процесс его совершенствования до сих пор не закончился. На уровне республики в эти годы действовало 14 рабочих групп, результатом которых стало боле 40 законов, регулирующих различные аспекты деятельности органов местного самоуправления. По мнению парламентариев, в законодательном аспекте "долгов перед поселениями нет".