Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью Главы Коми Владимира Торлопова агентству "Комиинформ" о кадровых изменениях во власти и путях решении важнейших проблем региона

Интервью Главы Коми Владимира Торлопова агентству "Комиинформ" о кадровых изменениях во власти и путях решении важнейших проблем региона
Интервью Главы Коми Владимира Торлопова агентству "Комиинформ" о кадровых изменениях во власти и путях решении важнейших проблем региона
logo
В Коми практически завершено формирование Правительства. В феврале Глава республики Владимир Торлопов утвердил структуру кабинета министров, произвел назначения на ключевые должности. Одновременно депутаты избрали председателем Государственного Совета Коми Марину Истиховскую. О кадровых изменениях во властных структурах региона, а также о перспективах развития республики корреспондент агентства "Комиинформ" побеседовал с Главой РК:

- Владимир Александрович, в начале Вашего второго срока в должности Главы республики продолжается тенденция дальнейшего омоложения кадрового состава, как Правительства, так и руководства Госсовета республики, администрации Сыктывкара, других государственных органов. Как Вы относитесь к молодым политикам, приходящим во властные структуры?

- Решения о кадровых изменениях в Правительстве республики я принимаю на основе широких консультаций, и потому мне не совсем корректно их комментировать. Но показательно, что предложенные кандидатуры на должности заместителей Главы поддержало абсолютное большинство депутатов Госсовета. У каждого из депутатов, конечно, есть собственное видение перспектив развития региона, каждый имеет свое мнение, в том числе и по кадровым вопросам, которое далеко не всегда должно обязательно совпадать с мнением Главы республики. Тем не менее, серьезных расхождений с депутатским корпусом я не встретил.

Всегда был сторонником прихода во власть "свежих" людей, с новыми подходами. И дело вовсе не в возрасте, отраженном в паспорте. Просто молодым политикам легче адаптироваться к нынешним условиям. Они не обременены тесными связями с прошлым, мыслят в соответствии с современными реалиями жизни, оставаясь при этом людьми ответственными и государственными. По закону, как Глава республики я не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, но как житель Сыктывкара, могу констатировать, что тот же Роман Зенищев [исполняющий обязанности главы администрации Сыктывкарского городского округа], еще не вступив в должность мэра, смог изыскать ресурсы из городского бюджета, чтобы сделать перерасчет по услугам ЖКХ. Надеюсь, что и в дальнейшем его оперативную работу почувствуют горожане.

Если же говорить в целом, то смена элит является закономерностью современного политического процесса на региональном и федеральном уровне.

- Сказанное относится и к новому председателю Госсовета - Марине Истиховской?

- В полной мере. Не скрою того, что удовлетворен выбором депутатов. У меня есть опыт парламентской деятельности на региональном и федеральном уровне, шесть лет возглавлял Государственный Совет республики, руководил комитетом Совета Федерации. Для меня принципы организации работы высшего и единственного законодательного и представительного органа власти республики, механизмы разработки и принятия решений, набор личных и профессиональных качеств, необходимых для его руководителей, хорошо знакомы и понятны.

Для взаимодействия правительства, исполнительной власти и Государственного Совета традиционен режим конструктивного диалога. Практически все вопросы нам удается решать совместно и плодотворно. У нас нет никаких секретов от депутатов. Мы открыты и в этом залог того, что совместная работа дает эффективный результат.

Последние три года депутаты принимают бюджет республики без каких-либо особых дебатов и это показатель того, что многие вопросы перед его принятием снимаются еще на уровне работы комитетов Госсовета.

Базовым комитетом при этом является комитет по бюджету, налогам и экономической политике, который возглавляла М.Истиховская. Она грамотный финансист и организатор, что помогало ей успешно руководить комитетом. Это особенно важно, учитывая тот факт, что правительство завершило выполнение программы вывода экономики республики из кризиса. Сегодня перед нами стоит другая задача - дальнейшее стабильное и устойчивое развитие экономики и, как следствие, социальной сферы республики.

Работы предстоит много. Президент России Владимир Путин инициировал приоритетные национальные проекты. Начата их реализация в нашей республике. Для этого требуется включение финансово-экономических механизмов. Думаю, что Марина Дмитриевна как председатель Госсовета будет способствовать успешному решению этой задачи.

Хочу отметить, что в странах развитой демократии, в том числе в финно-угорском мире, женщины - политики уже давно занимают высокие государственные должности. По-моему, это правильно. Женщины по своей природе всегда принимают более взвешенные решения, чем мужчины. Сам факт, что у второго в республике человека будет женское лицо, повысит доверие населения к власти, укрепит семейные ценности, сделает политику более социально ориентированной и гуманистической.

- В продолжение темы новых кадров. Почему вы не предложили продолжить исполнение обязанностей заместителя Вере Скоробогатовой, а остановили свой выбор на Ирме Кутаевой?

- Не понимаю, почему Ирму Альбертовну считают новичком во властных структурах. Она достаточно давно находится на государственной службе, в области экономической и социальной политики. Работала в Администрации еще при прежнем Главе республики… Но даже не это самое главное. На всех участках работы Ирме Кутаевой удалось проявить себя с лучшей стороны. При этом на ее хрупкие женские плечи достался самый непростой участок в переходный период реформирования социальной сферы, когда началась реализация известного ФЗ №122 [о монетизации льгот]. Именно Ирма Кутаева в должности руководителя Агентства по социальному развитию приняла на себя главный удар по реализации реформы системы социальных льгот, по смягчению ее социальных издержек и последствий. Каждый день ей приходилось общаться с людьми, которые были далеко не в восторге от монетизации. Ирме Альбертовне удалось "разрулить" непростую ситуацию, которая в итоге не вышла из-под контроля. Уже сейчас у нее есть целый ряд конкретных предложений по дальнейшему совершенствованию системы социальной защиты населения, в том числе введение единого регистра льготников, развитие системы специальных реабилитационных учреждений, предложения по лекарственному обеспечению. Ну, а молодость, здоровые амбиции, подкрепленные знаниями, приобретенным опытом, профессионализмом, будут только способствовать решению многих и далеко непростых задач в социальной сфере. Хочу отметить, Вера Скоробогатова грамотно и компетентно отработала прошедшие четыре года, хотя многие важные вопросы так и остались нерешенными. Новое время ставит новые задачи, которые требуют новых людей.

- В чем заключается необходимость введения должности еще одного заместителя Главы республики, какие вопросы будет курировать Алексей Чернов?

- Президент России Владимир Путин, политическое руководство страны неоднократно заявляли о возрастающей значимости дальнейшего развития институтов гражданского общества. На это направлены последние президентские инициативы, в том числе создание Общественной Палаты, введение пропорциональной системы выборов в Государственную Думу по партийным спискам, что будет способствовать развитию многопартийной системы. На мартовскую сессию Госсовета мною будет внесен законопроект об Общественной Палате Республики Коми. Выборы в Государственный Совет в будущем году пройдут по партийным спискам. Партиям будет передано не менее половины депутатских мандатов. Все это актуализирует деятельность властных структур, в том числе Правительства республики в области общественных связей.

- На какие приоритетные национальные проекты будет обращено в республике особое внимание?

- Неправильно искусственно выделять какой-то один из четырех проектов. Все они будут реализовываться во всех муниципальных образованиях. Но в каждом из них есть свои социально-экономические особенности. Наши приоритеты я обозначил в выступлении на церемонии вступления в должность Главы республики: здравоохранение и село. Не просто развитие сельского хозяйства, агропромышленного комплекса, а улучшение жизни на селе в целом. В первую очередь необходимо решить проблему занятости населения. Ведь если в сельских районах будет работа, то будет и заработок. Если будут созданы хорошо оплачиваемые рабочие места - из села не будут уезжать молодые специалисты, которые возьмутся за сельскохозяйственное производство. Только при условии обеспечения занятости населения можно развивать социальную сферу, культуру, досуг на селе. Что уж говорить о пьянстве. Зачастую эта - самая острая на сегодня социальная проблема - вызвана отсутствием работы и безысходностью. Когда человек реально поймет, что может своими руками заработать на хлеб - семь раз подумает, прежде чем взяться за бутылку водки.

Что касается здравоохранения - то задачу выправить ситуацию в этой сфере я уже поставил перед Правительством. Задача на первый взгляд проста: чтобы медики получали достойную заработную плату, чтобы жители республики не ощущали дефицита лекарств, чтобы укреплялась материально-техническая база учреждений здравоохранения. Механизмы сейчас вырабатываются. Как и многие губернаторы, я ставлю вопрос в федеральном центре о дальнейшем совершенствовании механизмов реализации этого проекта. Наши предложения по северным и районным коэффициентам были озвучены и на совещаниях у полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова. И вот на днях Президент дал указание Минфину и Минздравсоцразвития предусмотреть выделение дополнительных средств для перерасчета с учетом районных коэффициентов выплат медицинскому персоналу в рамках национального проекта. Так что результаты уже есть.

- Вы упоминали, что в целом и структура, и состав нового Правительства не претерпят масштабных изменений. Это означает, что Ваша команда, сформированная в 2003 году, справилась с поставленными задачами?

- Если вы обратили внимание, большинство членов этой команды продолжают работать на своих должностях. Могу только подтвердить - в целом удовлетворен работой Правительства Республики Коми.

Да, осталось еще немало нерешенных проблем, например - шахтерской Инты. Мы вплотную работаем, в том числе и с федеральными структурами над выходом из сложившейся в этом городе ситуации. Но уже сегодня точно скажу, что у Инты и интинцев есть будущее.

В целом по республике скажу то, что нынешняя команда вывела регион из кризиса. Решена главная задача: из ситуации, сложившейся к началу 2002 года, когда фактически нам пришлось действовать в режиме антикризисного управления, мы перешли к решению насущных, но при этом текущих, сказал бы даже технических вопросов. Неоднократно уже говорил о том, что системный кризис преодолен. Остались в прошлом гигантские долги по зарплате бюджетникам.

А Воркута? Критикам "Северстали" необходимо просто взять в руки статистику до и после прихода нового собственника. Идет не просто стабильная добыча угля, но и реализуются долгосрочные успешные проекты, например - объединение угледобывающих предприятий в одно производство. Это так называемый проект "Воркута". Долги по зарплате забыты как страшный сон, а сколько вкладывают металлурги в развитие социальной сферы города и республики! Кстати, практика заключения соглашений с крупнейшими предприятиями-налогоплательщиками также принесла свои плоды. Дополнительно по этим договорам мы получаем в бюджет региона немалые суммы.

Мало того, тот же "ЛУКОЙЛ", с которым Правительство Коми первым заключило подобное соглашение, не жалеет средств на строительство, ремонт и реконструкцию социальных объектов по всей республике. Только что мы вместе с руководством нефтяной компании побывали в Печоре, Усть-Цильме, Ижме… Мы смотрели, как идет восстановление, восполнение материальной базы домов культуры, больниц, интернатов, школ. Понятно, что у муниципалитетов не всегда есть средства на объекты соцкультбыта, а сами они не приносят прибыль. И мы очень благодарны "ЛУКОЙЛу", что у этой компании есть осознание социальной ответственности бизнеса. Хотелось бы, чтоб с нефтяников брали пример все, кто работает и получает прибыль на нашей территории. Кстати, бизнесмены должны понимать, что работают этим самым над реализацией национальных проектов, о которых мы же говорили.

Я уже приводил цифры для сравнения - бюджет 2002 года был исполнен по доходам 8,8 миллиарда рублей при дефиците 1,2 миллиарда рублей и бюджет 2006 года по прогнозируемым объемам доходов в сумме 20 миллиардов рублей. При том, что дефицит республиканского бюджета 1,4 миллиарда рублей в полном объеме покрывается источниками финансирования. Просто сопоставьте цифры и вдумайтесь - за четыре года мы увеличили бюджет республики больше чем в 2 раза. А ведь за каждой копейкой бюджета - человек, программа, финансирование.

- В этом году Россия стала жить по новым правилам деятельности власти на местах - вступил в действие закон об организации местного самоуправления. При этом отводится два года на то, чтобы внести коррективы в этот закон. На Ваш взгляд, есть что поправить?

- Разумеется, есть. Но хочу при этом отметить, что полностью солидарен с идеологией закона. Мы начинаем возрождать исконные российские традиции общины, земства. Власть должна быть ближе к людям, и они сами определяют то, как им жить. Стоит отметить, что закон наделил граждан правами на определение вектора развития своих территорий. Но в то же время у людей появилась гражданская ответственность. Они теперь сами решают, как пополнить местный бюджет, как грамотно распорядиться полученными средствами. И, главное, теперь депутаты и руководители администраций поселений будут отвечать за свои действия перед своими избирателями, которые, безусловно, стали намного ближе к власти. Ведь, по сути, они - соседи, всегда на виду, их действия прозрачны.

Вместе с тем, передав часть управленческих функций на поселенческий уровень, законодатель не в полной мере урегулировал вопросы межбюджетных отношений. На территории одного муниципального района могут быть несколько поселений с разными степенями бюджетной обеспеченности. У одних наблюдается дефицит бюджета, у других - профицит, а содержать школы, детские сады, другие объекты соцкультбыта нужно всем. К сожалению, на уровне республики такие перекосы не исправить, необходимо вносить изменения в федеральное законодательство. Сейчас мы готовим соответствующие предложения.

- С чем связано проведение социального десанта "Глава республики - ветеранам села"? С реализацией национальных проектов или с муниципальной реформой?

- И с тем, и с другим. Но, в первую очередь, с моей работой, как Главы республики. Уже говорил, что село остается нашим приоритетом, потому мы сделаем все, чтобы выправить положение в сельских районах. Как видите, это логично укладывается в рамки приоритетных национальных проектов. Именно поэтому инициативу координационного совета ветеранских организаций Республики Коми, предложившего акцию "Социальный десант "Глава республики - ветеранам села" я всецело поддержал.

На самом деле суть акции предельно проста - специалисты администрации Главы республики, министерств и ведомств выезжают в сельские районы, разговаривают с людьми, депутатами, главами поселений, партийными активистами, представителями общественности, отвечают на их вопросы. Вся собранная информация внимательно изучается и докладывается мне. На ее основе будут приняты соответствующие управленческие решения.

Перспективы и потенциал у Республики Коми есть, наша задача - совместными усилиями реализовать его.

Беседовала Ольга Смирнова, "Комиинформ".