- Владимир Александрович, Вы удовлетворены тем, что Президент РФ и депутаты Госсовета Коми доверили Вам вновь управлять регионом?
- Доверие Президента России и депутатов Госсовета, которых избрали жители республики, - это, прежде всего, большая ответственность. Двойная. И перед высшим руководством страны, и перед каждым человеком, живущим в Коми. Почему-то существует стереотип, что пост руководителя региона - это, своего рода, трон, властный атрибут. Колоссальное заблуждение! Это в первую очередь, громадная работа, причем как текущая, так и на перспективу. Каждый день нужно принимать не просто решения, а правильные и ответственные решения, так как за каждым из них - жизнь и судьбы тысяч людей. Решение Президента оцениваю еще и не только как доверие, а как подтверждение того, что все эти четыре года мы шли в правильном направлении. И не только шли, но и достигли неплохих результатов. Думаю, что люди в нашей республике об этом знают хотя бы потому, что у нас нет проблем с зарплатой, теплом и светом в домах. Это, казалось бы, очевидный результат, но чего стоило достичь его. Сегодня люди правильно делают, что не обращают уже на это внимание. Потому что такая ситуация - норма, так должно быть. А вспомните, что было четыре года назад… Хотя об этом лучше не вспоминать.
- Как вы оцениваете результаты работы своей команды за прошедшие четыре года? Какие перспективы дальнейшей работы Вы видите?
- Во-первых, вы абсолютно правильно заметили, что достигнутые показатели - работа команды. Я бы сравнил Правительство республики с огромной функциональной машиной. У нее есть задачи, которые необходимо решать, есть инструменты для их решения. Но, если суммировать, то задача одна - благосостояние людей. Сделать, чтобы населению республики жилось лучше. Я всецело согласен с тезисом Президента, что главная задача для властей всех уровней - борьба с бедностью, и эту задачу нужно решать. О каких высоких целях можно говорить с человеком, когда он не получает элементарную заработную плату? Вопрос риторический… Поэтому отрадно, что за первый срок нам удалось решить эту проблему. Приведу только две цифры. На 1 декабря этого года долг по зарплате во всех отраслях экономики составлял 36 миллионов рублей, тогда как на 1 декабря предыдущего года - 392 миллиона. Задолженности в бюджетной сфере нет уже давно, есть небольшая в сфере малого бизнеса. О перспективах … Они обозначены Президентом. Это национальные проекты.
- У вас было четыре года, что удалось сделать за это время, а что реализовать не удалось? И у вас есть еще четыре года, что вы планируете успеть сделать?
- Позволю себе напомнить, что моя предвыборная агитация проходила под лозунгом "Одна земля - одна судьба", а основными приоритетами программы были прагматизм, ответственность, открытость, забота о человеке, и социально ориентированная экономика. Эти базовые ценности получили отражение в повседневной деятельности правительства и органов власти. Что у нас получилось, я частично уже обозначил в ответах на предыдущие вопросы. Должен сказать, что жизнь, социально-экономическая ситуация оказались сложнее, чем нам представлялось в 2001 году. Не все задуманное удалось полностью выполнить. Накоплен опыт, были допущены ошибки и просчеты. Все это будет учтено в нашей последующей работе.
- Изменится ли и как структура Правительства после вашего вступления в должность Главы Коми? Какие кадровые изменения будут?
- Могу сказать, что изменения, в том числе и кадровые, в Правительстве республики будут. Изменение структуры органов власти - это естественный процесс, который отражает ход социально-экономического развития региона. Только сейчас о них пока говорить рано. Всему свое время. Могу сказать лишь одно. Работа Правительства будет нацеливаться на эффективное достижение результата. Есть вопросы, которые еще не решены, в том числе в здравоохранении, в социальной сфере. И никто, кроме нас, их не решит, и сами собой они не улетучатся.
- На чем будут сосредоточены усилия Правительства в 2006 году?
- У нас есть базовый документ "Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года", в котором определены цели, приоритеты и задачи. Все планы сверстаны и перспективы обозначены. Они еще раз были обсуждены на очередном заседании правительства 23 декабря. В первую очередь, безусловно, мы сосредоточимся на реализации национальных проектов. Ведь именно они определены Президентом как приоритетные, так как касаются большинства жителей России и нашей республики.
- Какова специфика их воплощения у нас в Коми?
- Считаю, говорить о специфике национальных проектов в нашей республике пока преждевременно. В настоящее время из Администрации Президента РФ мы получили сетевые графики мероприятий по реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, АПК, образования, доступности жилья, и вместе с ними указание разработать аналогичные региональные проекты. Соответствующее распоряжение о подготовке предложений по данному вопросу я уже дал своим заместителям.
Вопрос о национальных проектах поднимался на совещании у полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова в Санкт-Петербурге 23-24 декабря, в котором я принял участие. На совещании было уделено особое внимание вопросам организации взаимодействия с регионами, в частности мониторингу реализации деятельности проектов. В ближайшее время будут утверждены квартальные этапные контрольные показатели по каждому из них.
Пока мы не знаем, сколько наша республика получит денег из центра. В сетевых графиках разработка методики распределения объемов субсидий по субъектам на 2006 год запланирована на начало февраля.
В любом случае национальные проекты Президента РФ - это шаги к реальному улучшению жизненного уровня граждан России. Проект ориентирован на мировой стандарт, который материально поддерживает услуги и знания, которые имеют спрос у населения.
- Что наиболее запомнилось вам в уходящем году?
- По моему поручению подготовлена хроника "Основные события в Республике Коми в 2005 году", с которой я внимательно познакомился. Уходящий год, как и любой другой, был наполнен разными событиями: хорошими и плохими, радостными и грустными, большими и маленькими. Все они уже через несколько дней станут достоянием истории, войдут в летопись республики. Этот год нам запомнится 60-летием Великой Победы. К сожалению, нас ждала невосполнимая утрата - кончина председателя Госсовета Коми Ивана Егоровича Кулакова, еще одно жуткое событие - пожар в ухтинском торговом комплексе "Пассаж".
Но главное в том, что год был наполнен конкретными делами, делами для людей. В этом ряду - открытие новых храмов, строительство моста в селе Вотча, закладка Центра народных ремесел в селе Выльгорт, строительство автодорог, открытие памятника известному коми мастеру по изготовлению народных музыкальных инструментов, уроженцу села Выльгорт Семену Налимову.
- Какую роль займет республика в общественно-политической жизни страны в ближайшем будущем?
- Могу сказать со всей уверенностью, что наша республика занимает достойное место на карте России. Оно определяется нашим потенциалом. По оценке российских экспертов, республика входит в число 14 регионов с уровнем развития выше среднего. Коми относится к регионам, имеющим более высокий, чем в среднем по России, уровень социального развития. В последние годы мы занимаем 8 - 9 место в России и 3-е среди регионов Северо-Западного федерального округа по индексу развития человеческого потенциала - обобщающему показателю уровня и качества жизни. В республике сохраняется политическая стабильность, гражданский мир и общественное согласие, обеспечивается межнациональное согласие. Республика Коми - одно из национально-государственных образований Российской Федерации, где накоплен опыт открытого и конструктивного обсуждения проблем в сфере национальной политики, опыт международного межкультурного диалога.
Уверен, что могущество России в обозримой перспективе будет прирастать Российским Севером. Он, включая Республику Коми, был и остается стратегическим ресурсом нашей страны.
- Какие экономические проекты, реализуемые на территории Коми, Вы считаете наиболее реальными?
- Как я уже сказал, все экономические проекты включены в Программу правительства. Они все реальные, мы не строим воздушные замки.
В последние годы в республике реализованы такие проекты, как реконструкция Сосногорского ГПЗ, что привело к удвоению объемов переработки газа, реконструкция Жешартского и Сыктывкарского фанерных комбинатов, которые стали флагманами по производству фанеры в России. Строительство бокситового рудника с первой частной железной дорогой дало уральским заводам первые 7 миллионов тонн тиманских бокситов. На повестке дня сегодня строительство глиноземного завода в Сосногорском районе производительностью 1,4 миллиона тонн глинозема в год, реконструкция ОАО "Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК" и строительство ЦБК, что позволит включить в хозяйственный оборот уникальные лесные ресурсы республики. Мегапроект "Ямал", предполагаемый к реализации в 2008 году, позволит республике быть одним из главных газовых транспортных коридоров. Инвестиции в этот проект только на нашей территории превышают 12 миллиардов рублей, а это новые производства, рабочие места, поступления в бюджеты.
- Как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в совете Сыктывкара и, как на Ваш взгляд, это может отразиться на республике в целом?
- Я уже комментировал конфликтную ситуацию, сложившуюся в совете Сыктывкара. Правительство не имеет права вмешиваться в действия муниципальных властей. Очень жаль, что далеко не всем депутатам в этом конфликте удалось занять конструктивную позицию, что этому делу придали столь внушительный политический подтекст. Немалая вина и Прокуратуры, что события развивались столь нервно. Добавлю только то, что это и есть "местное самоуправление" в действии. Считаю, что сейчас совету города необходимо сосредоточиться на решении конкретных задач, чтоб рядовые сыктывкарцы не страдали от чьих бы то ни было амбиций.
- Как, по вашим прогнозам, будет развиваться ситуация в "Интаугле"? Что Правительство Коми делает для решения проблемы этого города?
- Скажу только то, что правительство республики работает над проблемой шахтерской Инты. Это трудоемкий и длительный процесс. "Северсталь" не является собственником предприятий Инты, однако немало помогает им. Сейчас главное разрешать ситуацию с собственником на федеральном уровне, параллельно - работать над переселением бывших шахтеров. Федеральные структуры, в первую очередь - полпред Президента в СЗФО Илья Клебанов уже гарантировали нам свою помощь.
- Как пройдет церемония инаугурации Главы Коми, назначенная на 15 января? Кого планируется пригласить?
- Я бы не стал преувеличивать значимость этого события. Да, безусловно, это важное политическое событие и оно пройдет в соответствии этой значимости. Но у нее есть конкретная процедура, прописанная в законе. Она относится не лично к Владимиру Торлопову, а к высшему должностному лицу республики. Церемония пройдет в зале Госсовета. На нее будут приглашены уважаемые люди из всех городов и районов нашей республики, представители федеральных структур. Формат ее проведения задан в январе 2002 года и в самой церемонии не будет ничего помпезного.
- Перейдем от ситуации в республики к делам общероссийским. Насколько на федеральном уровне удалось продвинуться в разрешении острого для регионов вопроса - ясности в разграничении полномочий?
- Напомню, рабочая группа по разграничению полномочий Президиума Госсовета России, которую я возглавлял, не ставила задачу усилить влияние субъектов федерации. Основная работа шла в рамках знаменитого федерального закона №122 [о монетизации льгот], именно после его введения в январе 2005 года регионы потеряли ряд полномочий. Лидеры регионов отмечали необходимость вернуться к теме разграничения полномочий. Писали и в Совет Федерации, и в Госдуму. Президент прислушался к голосам с мест и распорядился создать рабочую группу.
Потому можно сказать, что возвращение данных полномочий в регионы - глубоко продуманный и логичный шаг. Поскольку работа шла в рамках закона №122, некоторые направления даже не рассматривались. Зато мы вернули полномочия, связанные с жилищным строительством, природными ресурсами, занятости населения, образования.
Сегодня определен механизм передачи согласованных полномочий, который предполагает несколько вариантов: от прямого закрепления полномочий в федеральных законах до заключения соглашений между федеральными органами власти и органами власти субъектов в зависимости от необходимости передачи полномочий и готовности региона к их выполнению. И, конечно, все эти полномочия должны быть обеспечены реальными источниками финансирования.
Как показали результаты деятельности рабочей группы, разграничение полномочий между федеральными и региональными уровнями публичной власти требует дальнейшего совершенствования и доработки. Целесообразность этого доказывает и закрепление в законодательстве нового порядка наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта, который предполагает повышение его ответственности за реализацию единой федеральной политики в регионах и требует более высокой степени согласованности действий и решений органов государственной власти всех уровней.
Именно поэтому сегодня создана комиссия Правительства РФ по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Что бы вы пожелали жителям республики в преддверии Нового года?
- Уверенности в собственных силах. Главное, что сегодня в Республике Коми есть все основания для стабильности жизни каждой семьи. Поэтому я желаю каждому из своих земляков любимой работы, счастливой личной жизни и, конечно, здоровья и оптимизма.
"Комиинформ".