Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью с министром архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Коми Иваном Поздеевым

Интервью с министром архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Коми Иваном Поздеевым
Интервью с министром архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Коми Иваном Поздеевым
logo
В Коми реализуется долгосрочная программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. По мнению республиканских властей, сегодня можно говорить о том, что проблема сдвинулась с мертвой точки. О том, в какой стадии находится реализация программы, интервью с заместителем Главы республики, министром архитектуры, строительства и коммунального хозяйства региона Иваном Поздеевым подготовила пресс-служба ведомства.

- Иван Александрович, документы, подобные программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, как правило, не публикуются в официальной прессе. Хотя бы в общих чертах - в чем состоят ее основные положения?

- Секрета здесь нет, только никаких газетных площадей не хватит, если печатать все рабочие программы. Сегодня Правительство республики работает по утвержденной целевой программе, точное ее название "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Коми" на 2005-2007 годы. Основной ее разработчик - Минархстрой, цель предельно проста и понятна - нужно обеспечить нормальным жильем людей, проживающих в жилфонде с высокой степенью износа и, соответственно, уменьшить объемы существующего ветхого и аварийного жилья. От этого, в свою очередь, выиграет внешний вид наших городов и районов. Очень важно, что наличие разработанной и утвержденной региональной программы, в том числе по муниципалитетам - первое и важнейшее условие, которое дает возможность начать переговоры с Правительством РФ о выделении из федерального бюджета средств на переселение людей. Никакие общественные организации и отдельные политики в силу этого требования практически не в состоянии влиять на решение проблемы.

- Что, на Ваш взгляд, было принципиально новым в разработке именно этой программы? Ведь существовала другая - на 2003-2010 годы.

- Принципиально новым стало создание работающего механизма переселения из фонда, непригодного для проживания, и подготовка условий для этого. Отсутствие определенности и было главным недостатком прежней программы, наряду с ее растянутостью во времени. В существующих экономических условиях мы сочли исключительно важным согласовать переселение конкретных семей с решением принципиальной задачи - созданием эффективных экономических механизмов развития территорий, занятых фондом, непригодным для проживания.

- Что это даст людям, остро нуждающимся в переселении?

- Переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда будет осуществляться не только путем строительства, что очень дорого и ставит граждан в зависимость от сроков сдачи объектов. Люди смогут также приобретать жилье на вторичном рынке, переселяться за пределы Коми за счет федеральных субсидий. В Сыктывкаре население может рассчитывать на предоставление жилых помещений заказчиками-застройщиками, сносящими жилье на отведенных под строительство земельных участках. Кроме того, мы предусматриваем строительство индивидуальных домов в рамках социальных программ развития села. Проще говоря, проблему сноса мы планируем решать в комплексе с другими федеральными и республиканскими программами жилищного строительства. Это дает возможность привлечь дополнительные, серьезные по объемам финансовые и инвестиционные ресурсы. Это позволит предоставить людям благоустроенное жилье, а не просто заселить их на неопределенное время в приспособленные помещения.

- А насколько актуальна в целом проблема аварийного и ветхого жилья для нашей республики?

- Судите сами. По статистике, на конец 2004 года площадь аварийного и ветхого жилья составляла 6,8 процента жилищного фонда республики, в том числе в сельских районах - 758,8 тысячи, в городах - 743,7 тысячи квадратных метров. В домах со степенью износа от 65 до 100 процентов живут около 22 тысяч семей, или 50 тысяч человек. А за этими цифрами стоят судьбы конкретных людей - постоянный дискомфорт, неудобства, тревога и напряженность, хронические болезни. Когда человек вынужден долго жить в таких условиях, люди теряют надежду на перемены.

- Какие средства нужны для реализации программы?

- Только в строительство и приобретение жилья для людей из снесенных домов мы намерены в течение трех лет привлечь около 800 миллионов рублей, включая средства федерального, республиканского и муниципальных бюджетов, внебюджетных источников. В последние два года Правительство Коми прилагает все усилия, чтобы проводимая работа набирала темпы. Важно отметить, что федеральный бюджет предоставляет региону средства, во-первых, только на условиях софинансирования строительства жилья для переселенцев, и, во-вторых, только тогда, когда соблюдается установленная пропорция объему инвестиций: 30 процентов - средства федерального бюджета, 70 процентов - средства региона. Чтобы получить из федерального бюджета эти деньги, нужно многое сделать собственными силами в республике.

- Сегодня новые дома растут как грибы. Многие покупают и строят себе жилье на свои кровные…

- Во-первых, большинство семей, проживающих в ветхих и аварийных домах, не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма квартиру удовлетворительного качества. Поэтому и встал вопрос о создании программы переселения людей. Во-вторых, в республике, как и в целом по России, сложилась общая негативная тенденция старения жилфонда, которая наиболее ярко проявилась на селе. Второе обстоятельство является более важным, обусловливающим социальную значимость программы, ведь, в основном, строительство активно идет в городе. К тому же селяне по-прежнему, к великому сожалению, составляют значительную часть тех граждан, доходы которых не позволяют им самостоятельно решать жилищные вопросы. Я часто бываю в селах республики и знаю, что там особенно важна такая государственная поддержка.

Только в 2004 году, когда создавалась программа сноса на 2005-2007 годы, в республике было переселено 1640 семей (это 4415 человек). Ликвидировано 618 домов, из них 198 аварийных. В первую очередь, исходя из больших объемов жилья с большим процентом износа, переселяем людей, которым уже нет возможности оставаться в разрушающемся помещении. Поэтому и распределение по количеству снесенных домов и переселенных семей в районах и городах неравномерное. Здесь не может работать простой принцип "всем сестрам по серьгам", вопрос решается индивидуально и подтверждение тому - многочисленные акты "аварийных" комиссий.

- Как решается проблема сноса в разрезе по городам и сельским районам?

- Основное внимание по сносу ветхого и аварийного жилья за прошедшие три года было уделено северным городам, в том числе в Инте ликвидировано 250 домов, в результате чего жилищные условия улучшили 378 интинских семей. В Воркуте за это время снесено 509 домов, в которых проживало 3783 семьи (почти 10000 человек). В Печоре ликвидировано 10 домов, в Ухте - 8, в Усинске - 3. В столице республики переселено за эти годы из пяти ликвидированных домов 45 семей, в основном, за счет средств из внебюджетных источников. Если из муниципального бюджета в 2003 году было выделено на эти цели 427 тысяч рублей, то из внебюджетных источников поступило более 15 миллионов рублей, аналогичная ситуация наблюдалась и в 2004 году.

Что касается сельской местности, в Койгородском районе с привлечением средств муниципального бюджета за 2002-2004 годы снесены 7 ветхих домов, улучшены жилищные условия 13 семей. Активно ведется работа по реализации программы сноса ветхого и аварийного жилья и в Усть-Вымском районе, где снесен за три последних года 21 дом и переселена 101 семья. Здесь использованы средства бюджета всех уровней и внебюджетные источники. Троицко-Печорский район на собственные средства снес два дома, в Усть-Куломском районе за счет внебюджетных источников переселено 3 семьи. В Княжпогостском районе снесено 14 домов.

- Какова роль муниципалитетов в решении проблемы?

- Конечно, сегодня муниципалитеты имеют достаточно большие возможности влиять на процесс переселения на подведомственной им территории. В первую очередь, речь идет о своевременной паспортизации аварийного и ветхого жилья, составлении списков переселяемых граждан и предоставлении требуемых документов в Правительство Коми. Во-вторых, о поисках средств в муниципальном бюджете и привлечении внебюджетных источников на снос такого жилья. Но реализуют эти возможности муниципалитеты по-разному. Если у нас нет документов с точными данными об адресах и текущем состоянии аварийного жилья в конкретных населенных пунктах, фамилиях проживающих там семей и т.д., то и процесс сноса в этой части не может идти так, как надо. Итоги 2005 года подводить еще рано, могу только сказать, что финансирование идет в соответствии с утвержденным планом.

- Вы упомянули комплексный подход к решению проблемы обеспечением жильем. В других программах она тоже учтена?

- Характерная черта работы нынешнего Правительства Коми - то, что впервые за последние два десятилетия придается такое большое значение реализации региональных программ обеспечения жильем населения республики. Учитывая тяжелую социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в северных городах в связи с закрытием шахт, растущей безработицей и свертыванием инфраструктуры в населенных пунктах, из республиканского бюджета выделяется в 2004-2005 годах в общей сложности около 375 миллионов рублей на строительство 405 квартир. Также в 2004-2005 годах в совокупности на финансирование программы "Дом для молодой семьи" из бюджета республики выделяется более 17 миллионов рублей. Идет финансирование субсидирования строительства и приобретения жилья в рамках целевых республиканских программ "Культура Республики Коми", переселение инвалидов, участников ВОВ, социальной защиты ветеранов боевых действий. При непосредственной поддержке регионального правительства активно развивается система ипотечного кредитования. За 2004-2005 годы через Коми ипотечную компанию, в которой Правительство Коми имеет 51 процент уставного капитала, получили долгосрочные (до 27 лет) кредиты на приобретение жилья 230 семей на общую сумму около 116 миллионов рублей. Сегодня у нас есть право утверждать, что общими усилиями заинтересованных и ответственных структур удалось сделать многое.

- Вы всегда говорили, что жилищную проблему нельзя решить раз и навсегда…

- И сейчас скажу - ведь создаются новые семьи, становятся самостоятельными дети, ветшает когда-то новое жилье, поэтому проблемы были и будут всегда. Но есть более приятные аспекты - когда люди меняют или строят жилье только потому, что просто хотят жить свободнее, комфортнее. А пока что проблема сноса ветхого и аварийного жилья рассматривается совсем в другом свете. Главный вопрос, на который нужно найти ответ: как, улучшая жилищные условия людей, изменить к лучшему демографическую ситуацию в республике и защитить здоровье ее населения. Это и будет комплексное решение самых острых социальных проблем.