Как пояснили в агентстве, национальные рейтинги категории "A" обозначают высокую кредитоспособность относительно других эмитентов или выпусков обязательств в рамках одной страны. Рейтинги являются оценкой кредитоспособности относительно эмитента с "наивысшей" кредитоспособностью в рамках одной страны. Такой рейтинг с "самыми низкими" рисками, как правило, хотя и не всегда, присваивается всем финансовым обязательствам, выпущенным или гарантированным суверенным государством.
Долгосрочный международный кредитный рейтинг республики по заимствованиям в иностранной и национальной валютах подтвержден на уровне "B+", краткосрочный - на уровне "B". Однако Fitch при этом изменило прогноз этих рейтингов Коми со "стабильного" на "позитивный". Прогноз "позитивный" отражает улучшение бюджетных показателей республики Коми благодаря значительному экономическому росту в 2004 году и мнение Fitch о том, что эта тенденция продолжится, несмотря на общее давление со стороны расходной части бюджета. Напомним, что эксперты международного агентства побывали в Коми в апреле для изучения возможностей изменения рейтинга Коми.
Как отмечается в сообщении Fitch, Коми остается одним из богатейших регионов России. Однако высокая зависимость от добывающего сектора делает показатели исполнения бюджета уязвимыми при изменении цен на сырьевые товары, а низкие капитальные вложения - 7,3 проц в 2004 г - ограничивают развитие инфраструктуры.
Перераспределение налоговых доходов в пользу федерального центра в 2002 г вместе со спадом экономики республики в том же году привели к снижению текущих доходов и резкому повышению текущих расходов, в результате чего операционный баланс республики был отрицательным. Однако последующий подъем угольной промышленности в сочетании с общим экономическим ростом позволили республике зарегистрировать 70-процентный рост текущих доходов в 2004 г при сохранении жесткого контроля над текущими расходами.
После резкого повышения в конце 2002 г прямая долговая нагрузка Коми снизилась, а совокупный риск, включая выпущенные гарантии, составил 18,2 проц от текущих доходов в 2004 г по сравнению с 32 проц в 2003 г. Операционная гибкость республики снизилась вследствие увеличения доли трансфертов в муниципалитеты, так как республика активно проводит политику переселения из районов угледобычи.
Перераспределение налоговых поступлений и расходных полномочий между республикой и федеральным центром было завершено в 2004 г, и теперь налогово-бюджетные показатели Коми полностью зависят от показателей местной экономики. Доля налоговых поступлений в операционных доходах увеличилась до 89,4 проц в 2004 г с 81,5 проц в 2002 г, когда началось перераспределение. Доля федеральный трансфертов в республику снизилась до 7,9 проц в 2004 г с 15,5 проц в 2002 г.
*** Международные рейтинги уровня "B" обозначают наличие значительных кредитных рисков, однако при этом остается ограниченный "запас прочности". На данный момент финансовые обязательства выполняются, однако способность продолжать выплаты зависит от устойчивой и благоприятной бизнес-среды и экономической ситуации. Рейтинги могут быть дополнены знаком "+" или "-" для обозначения относительного положения в рамках основных рейтинговых категорий.
Прогноз по рейтингу обозначает направление, в котором ожидается изменение рейтинга в течение от одного до двух лет. Прогноз по рейтингу может быть позитивным, стабильным или негативным.