По словам академика, экологическая доктрина за пять лет существования прошла много этапов. Но в отличие от других доктрин - например, военной - она была утверждена не Президентом России, а Правительством РФ. "Это значит, что для многих ведомств и государственных органов ее выполнение не стало обязательным. Они говорят, что это хорошо и полезно, но нет средств и законодательной базы для ее выполнения", - отметил председатель УрО РАН.
По мнению В.Черешнева, чтобы доктрина заработала, нужно внести изменения в законодательство, от закона "О заповедниках" до возобновления экологического надзора. Также необходимо возобновить систему контроля за экологической составляющей экономической деятельности. Раньше этим занималось Министерство экологии РФ, но после его реорганизации надзорные функции аккумулировались в Министерстве природных ресурсов РФ. "Нельзя в одном органе совмещать и контролирующую, и подотчетную функции, то есть они сами себя проверяют и сами себя контролируют", - резюмировал академик.
Одним из механизмов внедрения экологической доктрины в жизнь В.Черешнев назвал созданный при Председателе Совета Федерации РФ Сергей Миронове научно-экспертный совет. В нем, по словам председателя УрО РАН, есть секция экологической политики, благодаря которой ученые "имеют прямой выход на Председателя Совета Федерации". "Мы думаем, что и этот механизм может помочь в решении проблем как регионов, так и страны в целом", - добавил академик.
*** Работа над экологической доктриной началась в 2000 году. В ее разработке приняли участие РАН, Министерство природных ресурсов РФ, органы государственной власти субъектов России, представители 18 общественных организаций. Доктрина принята Правительством РФ 27 августа 2002 года. В документе говорится, что в своей экологической политике государство должно руководствоваться, в частности, таким принципом как предотвращение негативных экологических последствий хозяйственной деятельности, причем до реализации этой деятельности. Указывается также на необходимость отказаться от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природную систему, если их последствия непредсказуемы на современном этапе. Отдельно говорится о необходимости проведения работы по предотвращению экологического терроризма и ликвидации его последствий.