Новости Республики Коми | Комиинформ

В России нет предпосылок для укрупнения субъектов федерации, считает ученый-историк Коми Александр Попов

В России нет предпосылок для укрупнения субъектов федерации, считает ученый-историк Коми Александр Попов
В России нет предпосылок для укрупнения субъектов федерации, считает ученый-историк Коми Александр Попов
logo
В России нет предпосылок для укрупнения субъектов федерации. Такое мнение высказал "Комиинформу" замдиректора Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН, доктор исторических наук, профессор Александр Попов.

Напомним, с проектом о Северном крае, в состав которого должны войти Коми, Ненецкий автономный округ, Архангельская и Вологодская области, выступил лидер республиканского отделения партии "Единая Россия", бизнесмен Анатолий Каракчиев.

Как отметил А.Попов, в 30-е годы прошлого века такая модель уже действовала. С целью индустриальной модернизации руководство страны создавало мобилизационную экономику, для которой нужно было иметь административно-командную систему управления. В этом и заключалась идеология такого регионального формирования. "Северный край в те времена стал "деревянным Донбассом" с центром в Архангельске, откуда лес уходил прямо на экспорт, город был валютным цехом страны, поэтому споры о столице в Котласе или в Усть-Сысольске были бесполезны. Когда задача по мобилизации экономики в какой-то мере была решена, Северный край даже не надо было расформировывать, его действие было прекращено Конституцией 1936 года. Так появилась новое административно-территориальное и национальное государственное устройство страны", - отметил ученый.

По его мнению, сейчас в стране нет оснований для слияния регионов. "Бессмысленно считать количество субъектов федерации, можно укрупнить их до двух-трех или разукрупнить до ста, главное чтобы была управляемость. Уже выстроенной "вертикали власти" для этого достаточно. Когда же приводят аргумент, что в результате укрупнения слабому региону с донором будет легче, то от перемены мест слагаемых сумма не меняется", - отметил ученый. Помимо этого он упомянул еще один аспект - национально-территориальное устройство страны. "Его часто смешивают с проблемой управляемости, укрупнения регионов, и т.д. На самом деле назревшим, хотя и дискуссионным, является вопрос реформирования "матрешечной" федерации и определение статуса "матрешечных" национальных округов", - подчеркнул А.Попов.