Шаровая молния оставалась одним из самых неуловимых природных явлений, для которого у науки не было исчерпывающего объяснения. Однако, разгадка, возможно, стала ближе благодаря смелой гипотезе академика РАН, доктора геолого-минералогических наук, главного научного сотрудника Института геологии Коми научного центра УрО РАН Асхаба Асхабова.
Как сообщает ФИЦ Коми научный центр УрО РАН, ученый предложил теорию, кардинально меняющую взгляд на этот феномен. А. Асхабов выдвинул предположение, что шаровая молния — это не сгусток плазмы или горячий газовый пузырь, а особая кристаллическая структура, "плазменный кристалл".
Согласно его гипотезе, во время грозы в перенасыщенном влагой воздухе образуются крошечные стабильные заряженные скопления молекул воды — так называемые "кватароны". Если их заряды одноименны, они не могут слипнуться. Вместо этого, взаимно отталкиваясь, частицы выстраиваются в строгую трехмерную решетку, формируя прозрачную сферу, парящую в воздухе, — ту самую шаровую молнию.
Эта модель объясняет многие "магические" свойства явления, которые раньше казались необъяснимыми. Кристаллическая структура придает шару прочность и позволяет сохранять форму, а также "просачиваться" через узкие щели, восстанавливаясь подобно мыльному пузырю. Энергия для свечения уже запасена внутри высокоэнергетичных кватаронов и постепенно "высвечивается". Цвет же молнии может зависеть от химических примесей, попавших в кристаллическую решетку.
Исследование опубликовано в "Вестнике геонаук", где можно подробнее познакомиться с теорией.
***Академик Асхаб Магомедович Асхабов — выдающийся ученый-физик, широко известный в стране и за рубежом специалист в области теоретической и экспериментальной минералогии, минералогической кристаллографии и кристаллогенезиса, физики минералови наноминералогии.