Российская индустрия видеоигр в условиях санкций переживает непростые времена, однако даже вопреки внешним вызовам сфера демонстрирует потенциал для перезагрузки. При этом ключевыми агентами перемен выступают не только столичные гиганты, но и локальные студии из регионов – например, такие как сыктывкарская Komisoft. О том, как меняется игровая отрасль и каковы ее новые герои и точки роста, говорили эксперты на вебинаре в рамках юбилейного 15-го конкурса "Вместе в цифровое будущее" от "Ростелекома".
Директор по цифровым креативным индустриям фонда "Сколково" и руководитель "Sk Игры" Алексей Каленчук в ходе онлайн-встречи рассказал, что видеоигры сегодня играют большую роль во всем технологическом сегменте.
"Видеоигры – не маргинальная индустрия. Это технически емкая сфера с миллиардными оборотами. Это такой же пласт культуры, как книги или кино, такое же медиа, которое позволяет рассказывать истории", - отметил Алексей Каленчук, подчеркнув, что игры выступают одним из наиболее экономически выгодных способов проведения досуга, а их направленность не ограничивается толкованием культурных или социальных вопросов, предоставляя также возможности для творчества и образования.
Масштабы игровой индустрии в России тяжело оценить из-за закрытых для статистики платформ – по подсчетам экспертов, в этой сфере задействовано от 100 до 300 млрд рублей, а ее аудитория насчитывает до 70 млн человек при учете мобильного гейминга.
В России разработка собственных технологий и сетевой инфраструктуры выступает достаточно дорогостоящим моментом при создании игр, что может затруднять развитие индустрии в стране. Однако эти вызовы не останавливают энтузиастов. Пример тому – динамичный рост сообщества российских инди-разработчиков, которые заняты воплощением оригинальных идей в маленьких командах.
По словам гендиректора студии Eudokia Games Константина Кондюкова, небольшие самобытные проекты сегодня зачастую способны подвинуть даже крупных зарубежных разработчиков. При этом география таких "самородков" не ограничивается только Москвой или Санкт-Петербургом – игровые студии в том числе создаются и в Казани, Перми или Тольятти.
Свои разработчики есть и в Республике Коми. Иван Робанишвили, создатель Synchro, будущей пошаговой игры в жанре RPG – один из них. В беседе с "Комиинформом" он рассказал, что главной темой его одиночной игры станет борьба с корпорациями. Действие игры развернется в атмосфере российского киберпанка, а ключевой механикой станет синхронная боевая система с возможностью "просвечивать" рекламные баннеры, пропагандирующие культуру потребления. Демо-версия предстоящего проекта, созданная студией Komisoft, уже была успешно протестирована в видеоигровом интернет-магазине Steam и собрала хорошие отзывы.
По словам разработчика, команда, создающая проект, на 80% состоит из сыктывкарцев, а на разных этапах работы в ней было задействовано от семи до десяти человек.
"Студия небольшая, но уютная и ламповая, и, на мой взгляд, с самыми приятными плюшками в Сыктывкаре", - подчеркнул Иван Робанишвили, также указав на преимущества работы геймдизайнером в регионе. По его словам, расходы на команду в Коми несопоставимо ниже, чем в Москве или за рубежом, что высвобождает ресурсы для самого проекта. Однако основным вызовом для сыктывкарской студии выступают кадровые вопросы. Главный из них – дефицит узкоспециализированных экспертов на локальном рынке, заставляющий команду либо самостоятельно осваивать нишевые направления, либо нанимать специалистов на аутсорсе.
Сам проект от разработчиков из Коми не лишен размышлений о серьезных вещах – источниками его вдохновения стали не только игры от мало- и высокобюджетных студий, но и фантастические фильмы и философские книги, где описаны грядущие последствия автоматизации многих сфер жизни. Благодаря такому интересному подходу игра еще на стадии разработки смогла собрать миллионы просмотров на коротких роликах в иностранных соцсетях.
Сейчас плейтест будущей игры о борьбе с корпорациями закрыт, однако новый может открыться уже в марте 2026 года, заметил Иван Робанишвили. Релиз Synchro в Steam и VK Play намечен на февраль 2027 года.
Параллелльно с развитием российского геймдева растет и сама инфраструктура для геймеров, и создание платформы "Игры Ростелеком" - один из шагов поддержки игроков. Александр Ряховский, директор офиса перспективных и партнерских проектов Ростелекома более подробно рассказал о площадке на вебинаре. По его словам, компания находится в гейм-индустрии уже более десяти лет – еще в 2016 году "Ростелекомом" был запущен тарифный игровой план совместно с "Лестой", известной по проекту "Мир танков".
Теперь, с появлением игровой онлайн-площадки, объединяющей маркетплейс и лаунчер, "Ростелеком" приобретает статус платформенной компании. Также директор офиса перспективных и партнерских проектов Ростелекома отметил, что развитие собственной игровой платформы – это развитие компетенций, которые затем могут применяться во всех направлениях бизнеса. В то же время для отечественных игровых студий запуск новой платформы станет хорошей возможностью дистрибуции своих продуктов. Сегодня к "Игры Ростелеком" уже присоединилось более 20 издателей, и в будущем их количество будет увеличиваться.
"Платформа — собственная разработка "Ростелекома". Все элементы — от программного кода до дизайна — созданы специалистами компании. Мои коллеги отметили, что игры сегодня — это не просто развлечение, а отдельное культурное течение. Представьте только, сколько труда вложено в каждую разработку. Нужно учесть все моменты: и визуал, и звук, и сюжет. Стереотип о том, что в игры играют только подростки, давно устарел: гейминг уже давно охватывает все возрастные группы и становится отдельным культурным течение", - отметил директор по работе с массовым сегментом Коми филиала "Ростелекома" Игорь Прозоров.
Запуск игровых сервисов не только расширит бизнес-модель, но и станет драйвером для всей экосистемы "Ростелекома". Так, пользователи получат единую точку входа: не выходя из системы, они смогут перейти от участия в киберспортивном турнире к просмотру фильма в Wink или работе с облачным хранилищем.
Реклама. ПАО "Ростелеком"




