В Лицее для одаренных детей столицы Коми состоялась коллегия министерства образования и науки РК, где рассказали об итогах уходящего и обозначили приоритеты на будущий год. Темой заседания стало повышение качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года. На мероприятии присутствовали не только руководители муниципальных органов образования, но и представители по социальным вопросам.
Зампред правительства Коми Наталья Якимова поприветствовала присутствующих, отметив, что сегодня также прошло совещание министра просвещения РФ Сергея Кравцова. Н. Якимова рассказала об одной из ключевых задач заседания – это вопрос повышения качества естественно-научного и физико-математического образования в республике. Еще одной задачей стал выбор учебных предметов для сдачи экзаменов ОГЭ и ЕГЭ, о чем еще раз напомнила зампред правительства.
"В этом году на территории Республики Коми было открыто 148 "Точек роста" в сельских школах. У нас пять Школьных "Кванториумов", пять "IT-кубов". Практически каждый муниципалитет прошел ремонты школ. То есть условия создаются, и они будут создаваться и дальше", - подчеркнула Н. Якимова.
Председатель комитета Госсовета по социальной политике Анастасия Михайлова также поприветствовала собравшихся, обозначив, что сфера образования – самая важная часть в жизни человека.
"Педагог – это тот, на кого равняются во все времена. Хочется, чтобы к педагогам всегда относились с уважением, с трепетом прислушивались к нему", - завершила речь А. Михайлова.
Как пояснили в ходе доклада, комплексный план по повышению качества математического и естественнонаучного образования был утвержден еще в 2024 году, а в феврале этого года министерством образования РК был разработан региональный план совместно с федеральным планом, который включал семь направлений. Исполнение плана было обеспечено во взаимодействии с вузами республики: это СГУ им. Питирима Сорокина, УГТУ, Сыктывкарский лесной институт. На региональном уровне оператором реализации плана стал Коми республиканский институт развития образования и муниципальные органы управления развития образования.
В рамках исполнения плана помимо повышения качества образования стало повышение качества подготовки учителей и устранение дефицита педагогов. Для адресного решения задач в регионе была сформирована многоуровневая система поддержки учителей математики, информатики и естественнонаучных предметов, куда вошли целевая подготовка и закрепление специалистов.
Еще одним моментом стало повышение квалификации педагогов совместно с ведущими педагогическими и техническими вузами. Методическая поддержка реализовалась в этом году в рамках семинаров и конференций, при помощи которых педагоги получили доступ к современным научно-методическим комплексам и цифровым образовательным ресурсам через портал "Открытое образование".
Другим направлением стали мотивационные механизмы, куда вошли не только возможности для присуждения премий лучшим учителям, но и проведение предметных олимпиад и республиканских профессиональных конкурсов для педагогов.
В Республике Коми действует развитая сеть профильных классов, подчеркнули в ходе доклада – среди седьмых-девятых классов более трех тысяч школьников углубленно изучают математику, физику, химию и биологию. Для 10-11 классов созданы 53 профильных класса химико-биологической направленности и 23 профильных физико-математических класса. Однако в школах республики необходимо делать упор на психолого-педагогические классы, которые являются кадровым ресурсом отрасли.
В 2025 году были реализованы мероприятия по всем направлениям плана по повышению качества образования как на республиканском, так и на муниципальном уровнях. Наиболее значимые из них – это модернизация содержания учебных кабинетов. В ее рамках были разработаны методические рекомендации по созданию профильных классов с углубленным изучением математики и естественнонаучных предметов.
Для повышения квалификации педагогов было приведено всего 56 республиканских семинаров, вебинаров и практикумов, которые были посвящены преподаванию математики и предметам естественнонаучного цикла. Профессиональная активность учителей при этом показала разные результаты – о т 5% до 73%. Общий охват работы по повышению учительской квалификации составил 698 человек.
Плановые показатели были достигнуты по увеличению количества обучающихся по математике, информатике и естественным наукам (16% при плане в 10%), а также по обучению учителей на базе ведущих вузов страны (30 человек при плане 20). При этом плановый показатель по доле выпускников, выбравших ЕГЭ по профильным предметам, не был достигнут (31,61% при плане 32%). Кроме того, не удалось достичь показателя по привлечению молодых педагогов до 35 лет, а показатель по количеству договоров о целевом обучении достиг 80%. На педагогические специальности поступили более 220 выпускников школ.
Большая роль при этом отводится Институту развития образования, подчеркнули в докладе. Однако со стороны муниципальных органов управления требуется усиление работы в первую очередь с обучающимися десятых-одиннадцатых классов, активизация работы по заключению договоров о целевом обучении, а также контроль за тем, как педагоги республики проходят обучение на площадках ведущих вузов.








