В Национальной галерее Республики Коми состоялась распаковка произведения Василия Кандинского "Импровизация № 217. Серый овал" из фондов Екатеринбургского музея искусств. Шедевр прибыл в Сыктывкар прямиком из Государственного Эрмитажа, где картина демонстрировалось с апреля по сентябрь.
Для такого бесценного груза были обеспечены особые условия. Картина была доставлена в столицу Коми с соблюдением всех строгих музейных протоколов. Свой путь из Эрмитажа картина проделала в специальном фургоне, оснащенном системой климат-контроля и рессорами, чтобы минимизировать вибрацию в пути. Для перевозки использовалась профессиональная упаковка и специальные материалы, не повреждающие живописный слой, а микроклимат поддерживался на необходимом уровне — влажность 40–55% и температура 18–20 градусов.
Убедиться в том, что путешествие не повредило шедевру, смогли сразу после вскрытия защитной упаковки. За процессом распаковки наблюдала Ольга Горнунг, заведующая отделом русского и зарубежного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Специалист отметила, что картина давно прошла реставрацию и была дублирована на новое основание. Это распространенная реставрационная практика, когда холст слабый, руинированный, поврежденный, его дублируют на новый холст, чтобы сохранить авторский слой. Тщательный осмотр после извлечения из упаковки подтвердил: новых повреждений, утрат или иных замечаний нет.
Масштабное произведение Василия Кандинского из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств органично вошло в пространство экспозиции "Русское классическое искусство XVIII – начала XX века" Нацгалереи Коми. Картина стала своего рода мостом между произведениями мастеров отечественного изобразительного искусства разных поколений. В их числе передвижники Иван Шишкин, Исаак Левитан, Илларион Прянишников, братья Маковские, а также художники, следовавшие авангардным течениям – Константин Истомин и Кира Алексеева.
"Почему эту картину, как мы, музейщики, говорим, надо смотреть "живьем"? Потому что только подлинное и оригинальное произведение дает ту энергию и те впечатления, которые художник закладывал в него. То есть настоящий подлинный шедевр дает энергию — и это действительно так. Такую картину нужно смотреть вживую", - отметила О. Горнунг.
Погружаясь в историю создания произведения, Ольга Горнунг рассказала, что Василий Кандинский с началом Первой мировой войны в 1914 году вернулся из Германии в Россию — в Москву. Художник, выходец из состоятельной купеческой семьи, поселился в собственном доме и с началом революции 1917 года активно включился в преобразовательные процессы в новом государстве. Именно в этот период в личной жизни Кандинского произошло знаменательное событие: он познакомился со своей будущей женой Ниной Андреевской, которой, по некоторым сведениям, было всего 17-18 лет. Как раз тогда супруги ждали рождения ребенка — у них родился сын Всеволод. Этот счастливый период жизни в 1917 году и ознаменовался созданием этого произведения, а абстрактные красочные образы на картине напоминают о таинстве и чуде зарождения новой жизни.
"Внутри этой самой композиции формы похожи на раковину с такими закругляющимися краями. И как зарождение новой жизни в этой раковине — некой прекрасной будущей жизни. Может быть, я патриот нашего музея и этой картины, но я считаю, что она из лучших вообще в его творчестве. И эта гармония, красота будущего мира, который будет познавать его ребенок, заключена в этой композиции, в этом сером овале или в этой раковине", - отметила специалист.
Но не только биографические обстоятельства нашли отражение в работе. По словам Горнунг, огромное влияние на творчество Кандинского оказала музыка. Она добавила, что, как многим известно, Василий Кандинский был еще и музыкантом, и даже его первое образование было музыкальным, и неслучайно его произведения пронизаны музыкальностью. Существуют целые исследования на тему "Кандинский и музыка", и эта гармония, по словам специалиста, в полной мере присутствует и в картине "Импровизация № 217. Серый овал". Она напомнила, что Кандинский — основоположник живописного абстракционизма, и в его работах всегда присутствуют некие антропоморфные живые образы, что делает его противоположностью Малевича с его геометрической абстракцией.
"У Кандинского — некая жизнь в картине, некоторые видят там кошечек, некоторые видят лодочки. То есть все угадывают некие живые предметы", - отметила специалист.
Рассказывая о месте этой работы в творчестве мастера, О. Горнунг обратила внимание на то, что все свои работы Василий Кандинский разделял на три категории: импрессии, импровизации и композиции. Она пояснила, что импрессии — это первый импульс, впечатление, а импровизации — то, что рождалось из внутренних переживаний, "что на душе, на сердце". Художник строго нумеровал их, и картина из собрания музея относится именно к этому типу — это "Импровизация № 217". Высшей же категорией были композиции — всего десять работ, которые сам Кандинский считал законченными произведениями, синтезом всех своих мыслей и художественных достижений.
Отметим, что для Коми прибытие известного шедевра имеет особый исторический резонанс. Будущий основатель абстракционизма в 1889 году посещал Усть-Сысольск во время своей этнографической экспедиции. При этом приезд одной из лучших "Импровизаций" Василия Кандинского — лишь начало большого проекта. Министр культуры Коми Марина Бурмистрова отметила, что Национальная галерея Коми давно взаимодействует с различными регионами нашей страны. "Совсем скоро, буквально в ноябре-декабре, коллекция выставочных залов нашей галереи пополнится другими работами Василия Кандинского и других художников-абстракционистов. Мы ждем еще около 10 работ. Это будет выставка "Текст художника" — тоже в рамках первого международного фестиваля "Кандинский", который мы делаем по инициативе главы Коми Ростислава Гольдштейна", - отметила она.
Картина "Импровизация № 217. Серый овал" (0+) будет доступна для любителей искусства с 7 ноября - любой желающий может прийти в часы работы галереи и насладиться нетленным произведением - в режиме предпоказа, который дает всем желающим возможность медленного и долгого созерцания, как того и требует абстрактное искусство. В экспозиции на втором этаже картина пробудет до 10 декабря. С 10 по 20 декабря будет проходить монтаж большого музейно-выставочного проекта "Текст художника", который займет весь первый этаж Национальной галереи. И шедевр Василия Кандинского войдет в состав большой экспозиции — его перенесут. Выставка объединит 10 подлинных произведений художника и около 40 работ художников-абстракционистов из собраний российских музеев, частных коллекций, а также мастерских.
"Исторически сложилось, что не так много региональных музеев имеют в своем владении и хранении оригинальные работы Василия Кандинского. Большинство работ все-таки представлены за рубежом, поэтому на счету каждый шедевр Василия Кандинского в каждом региональном музее. В Сыктывкаре, к примеру, будут представлены работы из Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, из Яранского краеведческого музея. Интересная особенность: мы будем показывать фильм о том, как в Яранском музее нашли три картины Василия Кандинского", - отметила Г. Шишкина.
Отметим, что событие открывает выставочную программу Национальной галереи Республики Коми в рамках Первого международного фестиваля искусств "Кандинский".









