Театральный режиссёр, лауреат международной премии "Звезда театрала", номинант премии "Золотая маска" Николай Покотыло раскрыл секреты оперы "Турандот", премьера которой состоится в Сыктывкаре.
Самая страстная, философская, сказочно-экзотическая опера Пуччини и сегодня не сходит с подмостков крупнейших театров и оперных фестивалей. Это легенда о прекрасной дочери Неба, жестокосердной принцессе Турандот, ненавидящей мужчин. Сюжетное действие оперы перенесет зрителей в Пекин, в далекие времена.
Николай Покотыло выступил режиссёром-постановщиком оперы и приехал в Сыктывкар уже во второй раз. Труппа театра знакома с Н. Покотыло по успешной работе над мюзиклом А. Пантыкина и К. Рубинского "Мёртвые души", премьера которого имела оглушительный успех и успела полюбиться публике.
Для него постановка "Турандот" тоже будет первой. Это большое счастье для режиссёра – встретиться с таким гениальным, глубоким, многоплановым, незаконченным музыкальным материалом. Это вершина творчества Пуччини и на этой вершине он ушёл из жизни.
"Это будет наше представление об опере Пуччини, который писал по мотивам Гоцци. А Гоцци писал свою драму о древних мифах древнего Китая. Существовал ли такой Китай? Мы не знаем, но мы знаем о принцессе Турандот, в которую были влюблены все мужчины, которые ее добивались и погибали, - рассказал режиссер. - Что двигало ей, что это была за психологическая травма из детства, когда она приняла миф о том, что ее прародительница была обесчещена и убита завоевателями. В своей арии принцесса Турандот именно этим объясняет причину своей ненависти к мужской половине человечества. Какой силой и магнетизмом она должна обладать, чтобы не один десяток принцев со всего мира идет на верную смерть, каждый играет в эту рулетку и пытается отгадать эти загадки Турандот?"
В этом году принц Калаф — 13 по счету претендент на руку принцессы. В спектакле - размышления о том, почему эта женщина стала причиной смертей мужчин, получает ли она от этого удовольствие? Мстит всему мужскому роду? В этом и прелесть работы режиссера — найти ответ, сделать не просто оперу, поставить перед артистами задачи не просто выйти и спеть, постоять, уйти, - говорит Н.Покотыло.
"Для меня как режиссера главное в постановке — действие. И я на протяжении месяца мучил этим артистов. Любят они меня после этого или нет, не важно. Мы идем к общей цели, чтобы это было интересно зрителю, чтобы за этим было интересно наблюдать. Я не люблю приращивать смыслы. Но эта постановка "Турандот" - мое высказывание в этих условиях, в условиях Сыктывкара, в условиях театра, в условиях небольшого хора, который должен быть как минимум в 3 раза больше. Потому что композитором прописаны группы голосов, у которых есть четкий функционал под действие: все, находящиеся на сцене наделены своим музыкальным текстом. Мне как режиссеру было интересно найти решение, с помощь которого все эти острые углы, связанные с небольшим составом артистов, были бы сглажены, и мне кажется, у нас получилось. Вы посмотрите и увидите. Посмотрите, а потом послушаете! На самом деле оперу слушают, но, когда это еще и интересно смотреть, - происходит чудо, а чудо будет".
Директор театра Алексей Садовский подтвердил - смотреть действительно будет на что. Постановка "Турандот" отличается лаконичными декорациями Эриха Вильсона, великолепными костюмами известного российского художника Татьяны Кондрычиной, которая делает костюмы для кино и умеет показать детали. Эти костюмы можно долго рассматривать, и с ними безупречно справились костюмеры театра. Художником по свету выступил Сергей Шевченко из Большого театра.
В общении с журналистами Н.Покотыло заметил, что в этой истории ему все ясно, и принцесса — это действительно живой человек, она уже давно выросла, но все еще не превратилась в женщину, она остается без мужчины.
"Сначала ты играешь в это в детстве, потом начинаешь верить, что все мужчины плохие. Но когда к тебе впервые прикасается живой человек, который тебе понравился, проходит энергетика, здесь обратного пути уже нет. Это все естественно, написано в музыке, зашифровано, просто нужно уметь читать Пуччини".
Говоря о музыке, режиссер-постановщик отметил, что в этой опере невозможно определить главного героя. Все знают арию принца Калафа - Nessun dorma. Это одна из самых известных и сложных по исполнению арий тенорового репертуара.
Три министра — любимые персонажи режиссера, с которыми он работал больше всего, потому что на них держится вся опера, они — струна спектакля, движущая сила. Они убивают людей по приказанию Турандот, они отговаривают Калафа от риска смерти. Партии министров в одном из премьерных составов исполнят китайские артисты - магистранты Санкт-Петербургской консерватории Цзянлун Ли, Цзыцян Лю и Цзячэн Вэй.
"Они особенные. Они совершенно другие. Носители восточной культуры, характерности — когда они выйдут на сцену, будет невозможно оторвать от них глаз. Я благодарен безумно Ли, потому что он один знает русский язык и был всем — переводчиком, проводником, ассистентом для других китайских артистов".
Премьера оперы "Турандот" состоится в Сыктывкаре 25 и 26 октября. На сцену выйдут два состава с приглашенными артистами. А 21 декабря в столицу Коми приедет художественный руководитель и главный дирижёр Филармонического оркестра "Русская симфония", дирижёр Тяньцзиньского оперного театра, Русского камерного оркестра, главный приглашённый дирижёр Чаншаской филармонии, преподаватель Тяньцзинской консерватории Янь Цзянань, который закроет Год обмена культурами России и Китая и будет дирижировать этой оперой.





