Новости Республики Коми | Комиинформ

Ан-2 как памятник истории: как в Югыдъяге возродили память о малой авиации благодаря фонду Президентских грантов

Ан-2 как памятник истории: как в Югыдъяге возродили память о малой авиации благодаря фонду Президентских грантов
Ан-2 как памятник истории: как в Югыдъяге возродили память о малой авиации благодаря фонду Президентских грантов
logo
Ан-2 как памятник истории: как в Югыдъяге возродили память о малой авиации благодаря фонду Президентских грантов
Фото из архива ТОС "Югыдъяг"

В Республике Коми малая авиация зачастую была единственным связующим звеном между "большой землей" и отдаленными поселками. Во многих из них хранят память о славной эпохе, когда можно было сесть на самолет и за 20 минут оказаться в столице региона. Автор проекта "Аэропорт-Усть-Нем (база). История в лицах" в поселке Югыдъяг, который стал победителем фонда Президентских грантов, Ангелина Ковальчук рассказала "Комиинформу", как инициатива преобразила облик поселка и открыла новые перспективы его развития - "тропинку" к другим проектам.

Материал выходит в рамках проекта "Комиинформа" - "Президентские гранты - мечты сбываются".

Связь с "большой" землей

Малая авиация в Усть-Куломском районе имеет глубокие корни, потому что в середине прошлого века дорог, чтобы добраться до "большой земли", попросту не было.  Уже со второй половины 50-х здесь была вертолетная площадка, а в начале шестидесятых был построен аэропорт "Усть-Нем. База". Авиарейсы с Югыдъяга были до Усть-Кулома и до Сыктывкара, а жители близлежащих селений приезжали в Югыдъяг, чтобы отправиться в столицу региона или в райцентр. Откуда же название "Усть-Нем база", если аэропорт базировался в Югыдъяге? Дело в том, официально Югыдъяг обрел свое название только в 1975 году.

Ud-fzqk2FORbSpiPSp492Fn0Ft5dgPSkHO9aCKu4aTr3Ry-SjhYwQU6RQkIuz7RvSSQRPJZutA3zVUSINlNcKHaq.jpg

В те времена примерно два раза в день была возможность улететь в Сыктывкар и в Усть-Кулом, однако расписание зависело от многих сопутствующих факторов - летных условий, желающих улететь. Самый популярный самолет в те годы - выносливый "кукурузник" Ан-2, а самый любимый среди местного населения Ан-28 - комфортный и быстрый, ведь добраться до Сыктывкара на нем было можно примерно за 20-30 минут. Закат малой авиации пришелся на начало девяностых, когда улучшилась транспортная доступность и построили дороги, связывающие район со столицей Коми. Желающих улететь на самолете было все меньше, так как цена на автобусный билет была намного приятнее, чем цена на авиаперевозки. 

_Y0mNlEcmGKqEbX5a0GSeAAUoWgPoWdUwI4plugX6T7u1bjyFU3J9yqr5Sx0Cqmde2AMjqCRQU1RsuFN7jdSk6C9.jpg

2Rdc-DcHAuyNd8Tz1HOvegUCssirq1PDrTDOQY4xY4jZa3jPUctkxj3OvnItvfwUqQqonvjTsw8RQeQdZGuEfNA6.jpg

Авиатрагедия, произошедшая в Югыдъяге в 1992 году, стала одним из печальных аккордов заката эпохи авиации: страшная катастрофа унесла жизни 15 человек. В 1995 году аэропорт окончательно прекратил работу. Бывшее здание использовалось как общежитие для работников дорожного предприятия. После сокращения штата обветшавшее строение заколотили. Пустующий аэропорт, расположенный в самом центре поселка, своим видом портил облик населенного пункта, оставаясь мрачным памятником ушедшей эпохи. В 2021 году здание сгорело — предположительно, из-за детской шалости. Казалось, ничто не напоминает о былом, однако огромный пласт истории, связанный с малой авиацией, словно ждал своего летописца. В 2023 году ТОС "Югыдъяг" выиграл грант фонда Президентских грантов, и эта важная страница истории обрела вторую жизнь.

Начало пути

Для председателя ТОС "Югыдъяг" Ангелины Ковальчук это был первый проект. Администрация поселка задумалась над тем, как бы пустующую территорию облагородить посредством федеральной программы "Комфортная среда" - и обратилась в ТОС "Югыдъяг", который был создан в феврале 2022 года, за помощью в наполнении проекта.

"Наш аэропорт был очень красивым, там работали замечательные женщины, которые создавали уют. Я была во многих аэропортах — в Усть-Куломе, в Сыктывкаре, в Белоборске. Но, знаете, наш аэропорт был особенно уютным и светлым. Когда его не стало, здание сгорело, а территорию зачистили, то появилась идея создать там парк. Жители поселка поддержали эту мысль, потому что это место открытое и чистое - и словно просится под эти цели. Тем более возле аэропорта с давних пор росли красивые березы как свидетели прошедшей эпохи - в свое время именно они "провожали" все наши самолеты", - рассказывает Ангелина Ковальчук.

Секретарь  ТОСа  и по совместительству дизайнер Ирина Логинова  создала эскиз авиапарка, который стал отправной точкой для вдохновения активистов благоустройства. Так, началась работа над первым проектом "Аэропорт-Усть-Нем (база). История в лицах", сердцевиной которого стал арт-объект самолета и информационные стенды об истории малой авиации. "Написанный проект подали на грант главы Коми, но не прошли, однако руки не опустили. "Причесали" проект, поработали над сметой, получили письма поддержки от многих организаций и предприятий, одно из самых значимых из которых было от "Комигражданавиация",  - и заявились на грант фонда Президентских грантов.  С этим проектом мы победили - и это нас окрылило", - вспоминает собеседница информагентства. Всего активисты получили на реализацию проекта 306 тысяч рублей.

Сбор информации

Один из самых кропотливых и ответственных этапов — начальный: сбор информации об истории малой авиации в поселке. В Югыдъяге осталось много бывших работников аэропорта, которые с радостью делились фотографиями и воспоминаниями об истории малой авиации. 

rzDbzD5I2AFMAjdAcPNAVpf_LmAPJqIj6VmINV0O4rR7BOVtPYxcj9-9vIG-dEGD8UKM1-OwFhZGAEnLoicc9KE6.jpg

Ze-VwcrWNp_J1dPsaSpF3_zEgk3AOJM-OGpBRSsCuit91lyXw-H9y6y_sHV6PkJiWDrfqsnswVl8S8xz8LJqSDY9.jpg

Таким образом, на отдельном стенде удалось собрать уникальные архивные снимки и перечислить всех, кто имел отношение к малой авиации. Среди них — диспетчеры, кассиры, аэродромные рабочие, метеорологи, радиомеханики, техники по обслуживанию самолетов, радисты, водители, сторожа — всего около 50 человек.

2XSWUKHYTtsntUrOlxfBbQoHyT658wnawLMsSMEdJBzAnYmlV-qrjIqpsV5BYBjnJIgHJwLapYRcNaypx6DsrkZ2.jpg

TapiTeXMSzRcr9ona0bvUHxb0j2Fgn3awe8gEgJivmxdiNUireYaXSgL3s41GVM4dtTECTaPvlAVXf0F7YHjeiFF.jpg

Работа была непростой, вспоминает собеседница информагентства, так как архивных документов, на которые можно было опереться, просто не было.

aVTTYjmiGQA.jpg

Отдельный стенд посвящен авиакатастрофе, которая не утихает в памяти жителей поселка. 19 октября 1992 года самолет Ан-28 выполнял рейс Тимшер — Сыктывкар с посадкой в аэропорту Усть-Нем База в поселке Югыдъяг. Поднявшись в воздух и отлетев не более 500 метров, он потерпел крушение: погибли 2 летчика и 13 пассажиров, среди которых была 8-месячная малышка.

"Одна из выживших в этой авиакатастрофе — сестра моего мужа, поэтому эту историю знаю изнутри. В тот день я гуляла с годовалым сыном с коляской на улице - и вдруг услышала хлопок, а позже стало известно, что самолет упал. Я, зная, что на этом рейсе должна была отправиться Таня, оставила сына у соседей, поймала первую попавшуюся машину и поехала к аэропорту, но так никого не было. Кто-то крикнул мне, что Таню увезли в больницу. Я бегом туда, прибежала в палату — она лежит в сознании, но у нее все лицо было испещрено мелкими точками-ранками, как уколы. Потом, когда она уже лежала в Усть-Куломе, эти ранки превратились в синяки. Таню каким-то чудом выбросило из самолета при падении. Первый, кто приехал на аварию (ведь это было в стороне от поселка — самолет взлетел и упал в лесу), оттащил ее, потому что самолет загорелся. С тех пор она не летает на самолетах. Я в течение этих лет боялась задать ей вопрос о том, что она помнит о катастрофе, потому что это действительно страшно. Только журналист Николай Лютоев из Усть-Куломской газеты "Коми Гор" осмелился спросить ее об этом. Его статья опубликована на нашем стенде, посвященном трагедии", — вспоминает Ангелина Ковальчук.

sNUtdHpcT1w.jpg

Автор проекта отмечает, что при сборе информации всплыло много историй о трагедии. Однако после открытия арт-объекта на организаторов буквально обрушился шквал воспоминаний — о последних часах жизни жертв трагедии, которые строили планы на долгую жизнь. Один из пассажиров планировал свадьбу, одна из пассажирок готовилась стать матерью. Арт-объект и стенды стали данью памяти трагедии, возможностью пережить ее и сделать частью истории малой авиации Коми — непростой и полной взлетов и падений. На стенде собрана информация о причинах катастрофы и ее жертвах - и каждый год 19 октября в этом месте проходит день памяти погибших.

oDln03UBWgYDST-ci9MlC9rKHn1kanV8xCRjrYwoqMhwIK0anL3WGJ4UrioEk6Y9B8io_e_obWzPpiTE6tKGl9IF.jpg

Сердце композиции - арт-объект, который олицетворял малую авиацию, - самолет Ан-2 (кукурузник). Примечательно, что по проекту, который нарисовал дизайнер, арт-объект должен был стоять напротив, но при установке глава администрации поселка указал другое место - возле сцены. Как ни странно, его ошибка сыграла на руку проекту, так как по символичной случайности, арт-объект самолет изображен при взлете  именно в том направлении, куда и взлетали реальные самолеты много лет назад.

Установка 

Арт-объект изготовил опытный мастер из Усть-Кулома Дмитрий Мошков, работы которого украшают многие уголки района, в кратчайшие сроки. Несмотря на сложности, связанные с отсутствием понтонного моста, железный Ан-2 удалось привести в Югыдъяг и установить в последний вечер перед торжественным открытием в день поселка - 12 августа 2023 года.

GqwNS000GUHBCofPTrTluBkmUUIcVCyGogcwZTZZPHwMbrA3nHb2_AwM99eoUvMdrt0ItYOYiJYDxrNY74cy1XDS.jpg

jrf-D0SBWugfajQvm9O03VtGByfYHcVvC8z3KahElE9-_YncrNFBTSXuhXgTIRA-YJ-baOGycj1oLrNkFnRX77Sj.jpg

На открытие арт-объекта и стендов пришло больше двухсот человек - это и работники аэропорта, и родственники жертв, некоторые приехали издалека, и школьники - больше 200 человек.

VllceZe3ULw.jpg

"Приятно было услышать слова благодарности от родственников погибших в авиакатастрофе. Они делились, что это невероятно важно, что сейчас есть место памяти, куда можно возложить цветы" - отметила собеседница информагентства.

Risunok1.png

Еще по одной необычной случайности год реализации проекта пришелся на столетие гражданской авиации - 9 февраля 2023 года, поэтому в честь этого события активисты приготовили концерт на сцене поселка, посвященный этому событию

bRJcNZHu_p2eESFLzUfBKXDhwO3qSy1j51l4IzBpalK7LLkh6MYL8_xfucCaprBJndtS7vt0ayUYJ87ovMd6B0sl.jpg

В настоящее время комплекс огорожен. В будущем активисты ТОС планируют заменить пластиковые стенды на металлические, которые практически не подвержены коррозии, погодным условиям и "не по зубам" вандалам.

Что дальше

Всего за время существования ТОСа активисты выиграли 3 федеральных и два районных гранта. Кстати, сейчас активисты реализуют новый проект, поддержанный Президентским фондом культурных инициатив, - фестиваль "Радуга национальных культур", раскрывающий красоту всех национальностей, которые проживают в лесном поселке - немцев, литовцев, молдаван, татар, украинцев, марийцев, чувашей и многих других.

"Проекты пишу в основном я, помогает дочь-журналист и АТОС РК (Ассоциация органов территориального общественного самоуправления Республики Коми). Они оказывают консультационную и бухгалтерскую поддержку. Без них было бы сложно совмещать работу художественного руководителя с проектной деятельностью. А реализацией проектов занимается дружная команда: югыдъягский дом культуры, библиотека и администрация. Вместе мы стараемся сделать жизнь в поселке интересной и красивой. У нас много идей, и мы продолжаем работать над их воплощением", - подытожила А. Ковальчук.

Подписывайтесь на наш канал в MAX

Подписывайтесь на канал "Комиинформа" в MAX




На сайте осуществляется обработка пользовательских данных с использованием Cookie в соответствии с Правилами использования cookies. Оставаясь на сайте, Вы соглашаетесь с условиями Правил. Вы также можете запретить сохранение Cookie в настройках своего браузера.