В городском суде Сыктывкара 17 июня продолжилось рассмотрение дела о нарушении прав льготников на получение жизненно важных препаратов, фигурантом которого выступает экс-руководитель регионального Минздрава Ваграм Даллакян. В судебном заседании Сыктывкарского городского суда продолжался опрос потерпевших и свидетелей со стороны государственного обвинителя.
Потерпевший из Инты по видеоконференцсвязи рассказал, что регулярно получает необходимые препараты по рецептам, выписанным ежемесячно. Однако в 2023 году он столкнулся с задержками в получении лекарств. По его словам, при отсутствии препаратов в аптеке его ставили на контроль. Задержка в получении жизненно важных препаратов существенно повлияла на здоровье и качество жизни потерпевшего, что вынудило его обратиться в прокуратуру. Осенью 2023 года пострадавшему была выплачена компенсация.
Другая потерпевшая из Сыктывкара рассказала, что регулярно сталкивалась с отсутствием необходимых препаратов. "Как только нет препарата, я иду в Минздрав и пишу заявление – это было часто", - отметила она, подчеркнув, что такая ситуация была при всех министрах. Получения лекарств приходилось ждать до двух недель. Однако потерпевшая отметила, что фактически перерывов в приеме препаратов не было благодаря врачу дневного стационара, находившему лекарства. В ходе судебного заседания государственный обвинитель заявил ходатайства о зачитывании показаний потерпевших с предварительного расследования из-за обнаруженных противоречий: в суде оба потерпевших назвали себя федеральными льготниками, тогда как в материалах следствия фигурировал статус региональных льготников.
Следующий свидетель, которая в 2023 году занимала пост заместителя директора Центра обеспечения деятельности Минздрава Коми, рассказала о проблемах с государственными контрактами. По ее словам, ежегодно формировалась доппотребность в финансировании отделом лекарственного обеспечения - сколько денег нужно на квартал. На апрельской сессии в Госсовете запрашивалось порядка 500 млн рублей, однако Минфин Коми не согласовал выделение средств на лекарства.
"При этом очень быстро закончился действующий государственный контракт. Его должно было хватить на 2-3 месяца, а хватило всего на 2 недели", — отметила свидетель. Последний платеж по действующему контракту прошел в мае 2023 года. Хотя деньги на лекарства были, но на услугу их не было, заключить новый контракт из одного источника - с одного КБК (код бюджетной классификации - Ред.) было невозможно — это являлось нарушением.
"Ситуация была тупиковой, от Минфина одни отказы в перераспределении средств: докажите, поясните — и мы метались", — эмоционально описала свидетель. В июле 2023 года, когда ситуация обострилась, контракт все же заключили, разрешив платежи по одному КБК. Она также отметила, что регулярно проводились совещания для решения проблемы, где Ваграм Даллакян требовал провести анализ уходимости препаратов. "Мы проводили анализ, такого не должно было быть, контракта должно было хватить", — подчеркнула свидетель. Отвечая на вопросы защиты, свидетель пояснила, что руководитель Минздрава не имел полномочий по перераспределению средств между кодами бюджетной классификации — это находилось в компетенции регионального Минфина.
Затем опросили свидетеля по видеоконференцсвязи из Воркуты, которая сообщила, что с июня 2023 году исполняла обязанности начальника отдела льготного обеспечения ГУП ГАРК. Она подтвердила, что летом 2023 года начался рост отсроченных рецептов. При этом учреждение регулярно отправляло в министерство информацию, на какой процент исполнен контракт, чтобы ведомство инициировало заключение нового. В итоге 5 мая контракт был исчерпан, а по ситуации на конец июня сумма задолженности Минздрава перед аптеками достигла порядка 400 млн рублей - и в начале июля 2023 года был приостановлен отпуск лекарств по региональной льготе. И только через неделю - 9 июля был заключен новый контракт. Она отметила, что у Государственных аптек был запас препаратов на чрезвычайные случаи примерно на три месяца, по ее словам, большие запасы создавать было нецелесообразно. Когда был приостановлен отпуск лекарств, чтобы не увеличивать социальную напряженность, людям сообщали, что рецепт взят на контроль, а когда препарат поступит, пациента оповестят.
"Вам известен приказ от 24 января 2023 года, который регламентирует выдачу льготных лекарств на территории Коми? Пункт 4.4 гласит, что при отсутствии препарата информация должна поступать в медучреждение. Доводилась ли эта информация до представителей аптек?" - спросил свидетеля В. Даллакян. Свидетель пояснила, что не совсем понимает вопрос, отметив, что лечебное учреждение имеет ограниченный перечень препаратов.
Государственный обвинитель ходатайствовал о зачитывании показания предварительного расследования из-за наличия существенных противоречий показаний в суде (не помнила детали и даты). В нем было уточнено, что ГУП ГАРК пытался самостоятельно решить проблемы с отсроченными рецептами, перераспределяли препараты между аптечной сетью. Но после завершения действия закона о единственном поставщике исчезло и правовое основание отпускать лекарства. Затем после совещания в правительстве вопрос был решен, полномочия ГУП ГАРК как единственного поставщика были продлены до конца 2023 года - и контракты были заключены. Однако осенью 2023 года тоже имело место прекращение отпуска препаратов по региональной льготе. Еженедельно проводились совещания под контролем правительства. В итоге Минздраву были выделены средства - и контракты были заключены.
Свидетель обвинения замдиректора Центра обеспечения деятельности Минздрава Коми пояснила, что Минздрав должен был быть разработчиком проекта закона о продлении полномочий оператора ГУП ГАРК, чтобы не допустить ситуацию с истечением его полномочий и, соответственно, и недопущения проблем с отпуском лекарств.
"Совещания с Ваграмом Феликсовичем проводились еженедельно. По его поручению велась работа по сбору заявок, были направлены официальные письма в медицинские учреждения. Также велась работа с юридическим отделом Минздрава о том, чтобы нормативный акт, продлевающий полномочия ГУП, был разработан и направлен в соответствующие инстанции", - отметила она.
Она отметила также, что вне контракта Минздрава было поставлено ГУП лекарств на 100 млн рублей - и в счет лимитов этого контракта была произведена оплата, что отражено в акте контрольно-счетной палаты. По ее словам, спор между двумя хозяйствующими субъектами должен был по сути проводиться в Арбитражном суде, чтобы провести детализацию расходов, но такая работа проведена не была. Она также напомнила, что изначально бюджет, выделенный Минздраву на 2023 год, был дефицитным, он был существенно ниже чем за 2022 год, а дополнительная заявка на сумму не менее 450 млн не была одобрена. Отвечая на вопрос защиты о прозрачности ГУП ГАРК, она отметила, что к учреждению были вопросы: к примеру, была ситуация, когда Минздрав у ГУПа запрашивал размеры заработных плат, чтобы проверить обоснованность введенных им тарифов (14% от стоимости препарата), но чем закончилась эта история, она не знает.
Следующий свидетель обвинения - главный бухгалтер ГУП ГАРК отметила, что на начало мая 2023 года контракт был исчерпан, но отпуск лекарств за счет своих средств и кредиторов продолжали еще около двух месяцев. "30 июня написали письмо, что останавливаем отпуск лекарств, так как заканчивалось действие закона о единственном поставщике", - отметила она, указав, что кредиторская задолженность на тот момент составляла уже порядка 900 млн рублей. Многие поставщики вышли в Арбитражный суд, сумма реально уплаченных штрафов составила порядка 11 млн - и это ущерб, причиненный региону (общая сумма исковых требований - более 14 млн рублей). При этом, как пояснила бухгалтер, учреждение не могло погасить задолженность из собственных средств, так как объемы выручки и долга были несопоставимы. Чтобы решить ситуацию писали письма в Минздрав, участвовали с совещаниях и даже обращались в прокуратуру по поводу отсутствия контракта. При этом, как пояснила она, Минздрав на письма не отвечал. Государственный обвинитель вновь ходатайствовал о зачитывание показаний свидетеля предварительного следствия из-за расхождений.
Ваграм Даллакян практически всех свидетелей спрашивал о программном продукте "Рецепт 2.0", который использовался для автоматизации процесса снабжения льготными лекарственными препаратами. Некоторые свидетели знали о нем вскользь, другие на нем работали, но не могли пояснить, велась ли персонализированная система учета, которая позволяла проследить "путь" каждого пациента и препаратов, что в будущем позволило бы избежать неэффективного расходования средств.
Судебное заседание по уголовному делу продолжается сегодня, 18 июня. Напомним, что Ваграма Даллакяна обвиняют по ч. 1.1 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая причинение особо крупного ущерба).