Не только трудовое прошлое шахтеров и инженеров "Ярегнефти" (сегодня это структурное подразделение в составе дочернего предприятия ПАО "ЛУКОЙЛ") вписало яркую страницу в историю Победы, но и их пытливый ум и новаторство. Именно инновационные решения и технические новшества смогли сделать процесс добычи нефти более эффективным и увеличить производство "черного золота" для нужд фронта в годы Великой Отечественной войны.
С началом военных действий значительно сократилось финансирование и прекратились централизованные поставки материально-технических ресурсов. Ситуация была критической: потребности отрасли удовлетворялись лишь на 25% от необходимого объема. Так, например, по постановлению Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1940 г. "О развитии Ухтинского нефтяного месторождения" объем капвложений на 1941 год определялся в сумме 290 млн руб. (в ценах тех лет). Фактически же за четыре года Великой Отечественной войны объем инвестиций на развитие нефтяной и газосажевой промышленности Коми АССР не превысил 349 млн руб.
Несмотря на острую нехватку ресурсов, с самого начала военных действий на всех производственных площадках расцвело новаторское мышление: инженеры и шахтеры активно искали оригинальные решения и задействовали ранее не использовавшиеся возможности. Ярегские рационализаторы только за 1943-1944 годы воплотили в жизнь примерно ста предложений с экономическим эффектом около двух миллионов рублей (в ценах того времени), а всего за 1941-1945 гг. нефтяники и газовики Ухты внедрили в производство более 5 тысяч предложений и изобретений с экономическим эффектом около 20 миллионов рублей. Можно констатировать, что на стройках и предприятиях Ухты многое было сделано, чтобы в военных условиях наладить бесперебойное производство по добыче нефти, газа, выпуску продукции из этих природных ресурсов, которые были нужны фронту.
Несмотря на тяжелейшие условия труда и жизни, многие специалисты проявляли поразительную изобретательность в решении производственных задач. К примеру, на Ярегской нефтешахте в годы войны вместо металлических обсадных горняки-эксплуатационники применяли деревянные трубы (за годы войны было изготовлено более 40 тысяч метров обсадных деревянных труб). В 42-м году приказом по Ухтижемстрою даже был объявлен "конкурс на освоение обсадных деревянных труб для подземного бурения". Но спустить деревянные трубы на глубину сотен метров от поверхности земли - на это не решится ни один здравомыслящий специалист. И тогда новаторы, в том числе инженер В.Д.Сергеев, буровой мастер И.И.Косолапкин, предложили извлекать металлические трубы из бездействующих скважин. Их горячо поддержал начальник строительства С.Н.Бурдаков. Этим крайне нужным делом занялся И.И.Косолапкин. За годы войны, как указывают литературные источники, удалось извлечь до 100 тысяч метров стальных труб, значительную часть которых повторно применили на новых нефтяных и особенно газовых скважинах.
Рационализаторская деятельность на Ярегской нефтешахте – уникальном инженерно-техническом сооружении, не имевшем аналогов в мировой практике нефтедобычи, была вполне ожидаемым явлением. Вот лишь одно из свидетельств участия работников в усовершенствовании шахтной нефтедобычи. Геологи нефтешахты № 1 А. И. Ечелстов, К. Г. Болтенко и вольнонаемные И. А. Махоткин и А. Д. Бездель под руководством главного геолога С. Ф. Здорова впервые в истории нефтяной промышленности СССР разработали и применили на практике наиболее оптимальную систему бурения подземных скважин на базе внедрения в повседневную работу метода "структурного анализа". Как следует из приказа по Ухтинскому комбинату, благодаря этому методу стало возможно предугадывать высокодебитные скважины, бурить на тектонические трещины специально направленные скважины с целью получения высоких дебитов. Добыча нефти в 1943 году на нефтешахте № 1 значительно возросла, а геологи получили благодарность с занесением в личное дело и были премированы продуктовой посылкой.
Новаторский подход, беспрецедентный энтузиазм дали свои плоды. К концу 1943 года Ярегская нефтешахта № 1 достигла проектной мощности: она давала 363 тонны нефти в сутки против 343 тонн по плану. В последующие военные годы нефтедобытчики успешно выполняли государственные задания (в основном за счет добычи тяжелой нефти) и более 91% добытой нефти Коми АССР давали ярегские нефтяники (сведения за 1945 г.) Сухие цифры добычи нефти лучше всяких слов говорят о героическом труде шахтеров-новаторов: 1941 год – 25 тыс. тонн, 1942 год – 55 тыс. тонн, 1943 год – 68 тыс. тонн, 1944 год – 101 тыс. тонн, 1945 год - 143 тыс. тонн. За этими скучными показателями добычи нефти в годы войны ярко просматривается героический труд шахтеров – бойцов подземного фронта.
*** В публикации использованы статьи Козулина А. "Этот день приближали как могли" (Книга Памяти Республики Коми. Т. 9. Сыктывкар, 2002), Турубанова А. "Нефтегазовая промышленность Коми АССР" (Книга Памяти Республики Коми. Т. 9. Сыктывкар, 2002), Кустышева А. "Истоки ухтинской науки" (журнал Concept. Апрель 2013. № 1 (06).

