Как отметила замминистра образования РК Нелли Струтинская, отсутствие определенной программы затрудняет работу по данному направлению. Так, во многих школах слабо внедряются образовательный процесс новые технологии, в сельских районах - за исключением Сысольского - вообще нет школ с углубленным изучением отдельных предметов. По мнению специалиста, села недостаточно используют возможности сотрудничества с республиканскими учебными заведениями - только в Ижемском и Корткеросском районах работают филиала лицея-интерната для одаренных детей.
Тем не менее, в республике функционирует 48 общеобразовательных учреждений повышенного уровня, где обучаются около 11 тысяч человек - это почти 9 процентов от общего числа школьников Коми. Правительство РК ежегодно учреждает премии для юных талантов, лицеисты и гимназисты региона принимают участие в межрегиональных конференциях, фестивалях, побеждают во всероссийских турах олимпиад.
Для более плодотворной работы, по мнению Н.Струтинской, необходимо открыть республиканский центр по работе с одаренными детьми, который координировал бы деятельность школ на муниципальном уровне. В перспективе также организация многопрофильного лагеря для победителей и призеров олимпиад и конкурсов.