Зампред правительства Коми Екатерина Грибкова поддержала идею внедрения института медиации в системе здравоохранения республики. Об этом на круглом столе в Общественной палате Коми 14 марта рассказала председатель комиссии по вопросам развития реального сектора экономики и экологии ОПРК Татьяна Тырышкина.
Медиация — это процесс внесудебного решения споров и проведения переговоров с помощью специального нейтрального посредника (медиатора).
Инициаторы круглого стола считают, что медиация - это работающий альтернативный способ урегулирования споров в здравоохранении, направленный на повышение удовлетворенностью населения качествам медицинской помощи, сохранения медицинских кадров и снижения бюджетных расходов по спорам с пациентами.
Минздрав региона пока воздерживается от резких движений в этом вопросе.
Внедрение института назрело, и в подтверждение тому стал случай гибели ребенка во время родов в Коми в феврале 2024 года. При участии медиатора диалога с лечебным учреждением не получилось, следственный комитет провел экспертизу и установил причинно-следственную связь между действиями медиков и последствиями, поэтому сейчас решается вопрос о возбуждении головного дела.
Руководитель отделения Центра медиации при Региональном союзе промышленников и предпринимателей, эксперт ОП РК Наталя Федосеева считает, что ситуацию можно решить без суда и последствий для врача и мамы.
Единых подходов для медучреждений, как решать споры с пациентами, сегодня в республике нет. А это могло бы снизить нагрузку на медучреждения, сэкономить время силы и средства, обеспечить спокойного доктора на приеме, который не только находится в ресурсном состоянии, но и не вносит негатив в собственную семью. Медиация, по мнению общественников, помогает от профессионального выгорания, спасает от конфликтов между опытным и молодым врачом.
Споры по медицинским вопросам рассматриваются в судах больше года. С 2024 года инициатор проведения экспертизы должен оплачивать ее из своего кармана. А взыскание морального вреда по медицинским делам начинается от 5 млн руб. и достигает 50-80 млн в вопросах с участием детей-инвалидов.
Спор в суде о некачественно вылеченном кариесе стоимостью 3 тыс. руб. оборачивается для медучреждения выплатами в 50 тыс. руб.
Полгода назад Н.Федосеева столкнулась с ситуацией, когда юрист посоветовал своей клиентке обращаться в суд, так как ей на приеме уделили не 12 положенных минут, а меньше.
На встречах с населением аргумент "меня не выслушал доктор" звучит чаще всего.
Н.Федосеева уверена, что навык коммуникации с пациентом позволит избежать многих проблем.
Медиатору на днях позвонил руководитель лечебного учреждения и рассказал, как доктор на приеме заявил пациенту, что в нем "что-то оставили". Из-за случайной фразы клиника сегодня оплачивает человеку высокоточные обследования.
Успешным опытом внедрения медиации поделились специалисты из Перми и Тулы. В Туле с 2023 года при поддержке министра здравоохранения работает этот институт. На выигранный грант медиации обучили местных главврачей, психологов, юристов. В кардиологии медиации обучили даже бухгалтеров.
В одной из больниц области главврач рассматривает 15-17 жалоб в сутки и лишен возможности выполнять свою главную работу.
Т.Тырышкина предложила создать комиссию при Минздраве и напомнила участникам круглого стола, что у них есть эксклюзивная возможность первыми войти в эту работу.
Член Общественной палаты РК Алексей Перминов отметил, что недооценивать медиацию нельзя, процент жалоб со стороны пациентов растет, "работать врачам становится невыносимо".