Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью председателя бюджетного комитета Госсовета Коми Марины Истиховской агентству "Комиинформ"

Интервью председателя бюджетного комитета Госсовета Коми Марины Истиховской агентству "Комиинформ"
Интервью председателя бюджетного комитета Госсовета Коми Марины Истиховской агентству "Комиинформ"
logo
В Коми началось активное обсуждение проекта бюджета на 2005 год. На состоявшихся парламентских слушаниях были обозначены направления и проблемы бюджетной политики региона. О своем видении бюджетного процесса в интервью "Комиинформу" рассказала председатель комитета Государственного совета Коми по бюджету, налогам и экономической политике Марина Истиховская:

- Марина Дмитриевна, проект на 2005 год отличается от бюджета нынешнего года?

- Отличия, конечно, есть. Во-первых, в очередной раз перераспределены налоги в пользу федерального бюджета. Во-вторых, в связи с монетизацией льгот будет изменена структура бюджета. Мы перейдем с финансирования затрат отраслей по предоставлению льгот на прямое перечисление выплат гражданам. Подчеркиваю, что это не касается льгот по оплате услуг ЖКХ. Обо всех остальных отличиях будем говорить после внесения проекта бюджета в Государственный Совет.

- Как отразятся на бюджете принятые на минувшей сессии Госсовета Коми законы о монетизации льгот?

- По принятым законам необходимо понимать следующее: количество льготных категорий граждан не сократилось. Часть льготных категорий граждан стала обеспечиваться из федерального бюджета, часть - из регионального. По тем категориям граждан, которые обеспечиваются за счет региона, произведен пересчет с натуральных льгот на "монету", за исключением льгот по ЖКХ, произведено упорядочение их предоставления. На практике применения этих законов могут возникнуть проблемы и выявиться пробелы. Это нужно будет оценить и совершенствовать нормативные акты.

О высвобождении каких-либо сумм говорить вообще не приходится, предоставление льгот "монетой" более затратно, чем прежний порядок. Если ранее бюджет мог заложить в план недофинансирование или не полностью профинансировать отрасли, то теперь значительно возрастает ответственность власти за своевременность и полноту выплат гражданам. Те законы, которые были приняты на состоявшейся сессии, направлены на то, чтобы в первую очередь по максимуму защитить нуждающееся население. Просто схоластическая раздача льгот - это не совсем правильно. Сначала нужно помочь тем, кто не может концы с концами свести.

- Можно ли это назвать политикой борьбы с иждивенством?

- Да, безусловно. На региональном уровне идет логическое продолжение федеральной политики.

После состоявшейся 28 октября сессии с интересом следила за репортажами СМИ. Но никто из прессы не поставил акцент на одну существенную вещь - из федерального законодательства вообще ушло понятие "льгота для определенной категории граждан", его больше нет, есть только "социальная поддержка граждан". Это разные понятия: льготы - для всех, кто подпадает под ту или иную категорию, а социальная поддержка - конкретно только нуждающимся.

- Политика Кремля в последнее время направлена на централизацию бюджетных доходов в федеральном центре. Насколько, на Ваш взгляд, это оправдано?

- Для регионов эта политика совершенно не оправдана. Если посмотреть с точки зрения федерального центра, то оправдать можно. Сегодня задача перед государством в целом достаточно серьезная - это безопасность России во всех ее аспектах, не только с точки зрения усиления правоохранительных органов, но и с точки зрения экономической безопасности, возможности иметь какие-то резервы. В данном случае это создается за счет регионов, в этом и кроется для нас проблема.

Хотя если мы посмотрим планы по бюджетам субъектов, то я сомневаюсь, что у них заложен рост доходной базы больше, чем в Коми. Мы приблизительно находимся в равных условиях. Нравится нам или нет, мы вынуждены жить в тех обстоятельствах, которые сложились. Просто нужно самостоятельно пытаться искать резервы и для экономического роста, и для пополнения источников дохода.

- А какова на сегодня пропорция средств, которые уходят на федеральный уровень и сумм, которые остаются и возвращаются обратно?

- В целом у нас осталось, по данным на первое октября, 47,8 процента от собранных в республике средств. Федералы за 9 месяцев направили к нам в бюджет 608 миллионов рублей. Кстати, это значительно больше, чем в прошлом году. В результате 48,9 процента налоговых сборов "осело" у нас в республике. Мы доноры и никуда от этого не деться. Статус этот за нами закреплен. Хорошо, что хоть эти 1,1 процента Правительству региона удалось вернуть обратно в бюджет республики.

- А как Вы оцениваете исполнение республиканского бюджета в этом году?

- Исполнение бюджета можно оценить только положительно как по доходам, так по расходам. Наконец-то в Коми налажена элементарная финансовая дисциплина по платежам. Это впервые за много-много лет. План есть, и он выполняется день в день, платежи все уходят точно по графику. Это на самом деле большое достижение. Я такого не помню ни за время присутствия в Госсовете, ни с точки видения ситуации из Инты. Зато хорошо помню, как отвратительно деньги приходили в район еще в 1999, 2000 годах.

Оценить работу по доходам, безусловно, можно только положительно. Это связано не только с исполнением и перевыполнением доходной части, что в том числе, обусловлено ростом цен на нефть. На поступление средств, безусловно, положительно отразились и те моменты, которые Правительство региона отработало в нынешнем году.

- Вы подразумеваете соглашения о сотрудничестве с крупными предприятиями?

- Конечно, это очевидно. Депутаты часто меня спрашивают: "Марина Дмитриевна, наши сверхплановые доходы - это плохое качество планирования бюджета?". В таком случае можно оперировать только конкретными документами и заключениями. Так, при утверждении плана бюджета на 2004 год у нас на руках были заключения Министерства по налогам и сборам Коми и Контрольно-счетной палаты республики, которые свидетельствовали, что планы по доходам завышены! При этом налоговики оценивали завышение на сумму более 700 миллионов рублей, а КСП - более 300 миллионов. Когда мы принимали поправки в бюджет в сентябре нынешнего года, я депутатам об это напомнила. В результате благоприятной ситуации и качественной работы было собрано сверх плана более 2 миллиардов рублей.

Я бы еще отметила тот положительный момент, что мы начали нормально работать с источниками покрытия дефицита. Раньше источники вроде как "рисовались" в бюджете, но реально не покрывались. Но в этом году дефицит уже реально покрыт и это видно по отчету за 9 месяцев.

- Что на сегодня входит в перспективный план работы вашего комитета?

- Дальше предстоит работа в рамках согласительной комиссии по бюджету, в которую будут поступать предложения по финансовому плану на следующий год. Впереди работа по прогнозируемому исполнению дорожного и жилищного строительства в Коми в 2004 году, перспективным планам министерств и ведомств по ним на 2005 год. Эти два документа будут в ближайшее время обсуждаться у нас в комитете. Задача депутатов Госсовета утвердить общую сумму финансирования на эти цели. А дело Правительства, по закону, утвердить перечень объектов и дорог, предназначенных для ремонта и строительства. В этом году мы решили познакомиться сначала с проблемами в этих областях для того, чтобы оценить достаточность средств на эти цели. Это нам нужно для более качественного утверждения контрольных сумм. Денег на дороги и строительство всегда недостаточно, но мы должны для себя выстроить приоритеты - уж больно много у нас в Коми незавершенки.

- Правда ли, что значительная часть средств, заложенная на следующий год на капстроительство, пойдет на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны?

- Я знаю, что решение такое принято и трудно с ним не согласиться. Ветеранов у нас осталось не так уж и много. Не у всех из них решены проблемы жилья. Глава республики принял решение ко Дню Победы сделать такой подарок - улучшить жилищные условия тем ветеранам, кто в этом нуждается. И это очень правильно.

Беседовал Игорь ЦИВИЛЕВ, "Комиинформ".