В Общественной приемной главы Республики Коми состоялась прямая линия на тему "Кредиты, вклады, страховки: как защитить свои права". Эксперты Отделения Банка России по Республике Коми ответили на звонки жителей Коми.
Куда жаловаться на действия банка или МФО, где найти свою кредитную историю, можно ли отказаться от страховки при оформлении кредита, - эти и другие вопросы поступили на прямую линию от жителей республики.
Эксперт регионального Отделения Банка России Наталья Юрченко рассказала о новом порядке рассмотрения обращений граждан банками. С 1 июля 2024 года вступил в силу закон, по которому финансовые организации обязаны самостоятельно отвечать на обращения граждан в течение 15 рабочих дней, а также устранять возможные нарушения. Если компании понадобятся дополнительные документы или информация, максимальный срок на ответ может увеличиться до 25 рабочих дней. Если банк не ответил или гражданин не согласен с ответом, то жалобу можно направить в Банк России. Сделать это можно через Интернет-приемную. Также получить консультацию специалистов можно в чате мобильного приложения "ЦБ онлайн".
Статистику обращений и жалоб жителей Коми в Банк России привел эксперт регионального Отделения Банка России Виктор Старцев. Он отметил, что за 11 месяцев 2024 года мегарегулятору поступило более 1200 жалоб, что на 2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Число жалоб жителей республики на кредитные организации увеличилось на 16%, количество обращений, связанных с деятельностью страховщиков, снизилось на 30%, на 46% сократились жалобы на микрофинансовые организации.
"Рост жалоб на банки в основном связан с проблемой кибермошенничества. За 11 месяцев текущего года количество обращений от жителей Коми, связанных с мошенничеством, в том числе с использованием злоумышленниками приемов и методов социальной инженерии, увеличилось более, чем в 2 раза. Кроме того, появились жалобы клиентов, желающих возобновить доступ к дистанционному банковскому обслуживанию. В июле этого года вступил в силу закон о борьбе с мошенническими переводами, по которому банки обязаны отключать такой доступ, если сведения об участии клиентов в мошеннических схемах поступили в базу данных Банка России "О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента". Обжаловать включение своих реквизитов в базу можно, обратившись в свой банк или напрямую в Банк России", - пояснил Виктор Старцев.
Также в обращениях жители региона оспаривали факты заключения кредитных договоров и сообщали о списаниях денег третьими лицами. Чтобы обезопасить себя от кибермошенников, клиенты банков могут установить запрет на онлайн-операции по своему счету, например, отказаться от оформления онлайн-кредитов, либо ограничить сумму одной транзакции или лимит на определенный период времени. Для этого надо обратиться в свой банк и написать заявление. При этом отменять запрет или изменять параметры онлайн-операций можно в любое время без ограничений.
"С 1 марта 2025 года заявление о самозапрете можно будет подать через портал "Госуслуги" или в МФЦ. Самозапрет будет зафиксирован в кредитной истории и станет основанием для отказа банка или МФО в выдаче кредита. При запрете на дистанционные операции мошенникам не удастся оформить онлайн-кредит и похитить деньги. Такая мера поможет обезопасить людей от мошенничества", - рассказала на прямой линии представитель регионального Отделения Банка России Наталья Юрченко.
Дозвонившийся на прямую линию сыктывкарец Александр посетовал на отказ банка в выдаче ему кредита возможно из-за плохой кредитной истории.
Эксперт Виктор Старцев отметил, что кредиторы пристально смотрят на платёжную дисциплину своих будущих заемщиков. Чтобы узнать самому, что отражено в кредитной истории, нужно сначала выяснить, в каком бюро кредитных историй (БКИ) она хранится. Для этого необходимо направить запрос в Центральный каталог кредитных историй одним из способов: через личный кабинет на портале Госуслуг или банк. При запросе данных через Госуслуги вы получите ссылку на личный кабинет всех БКИ, в которых хранится кредитная история.
"Узнав, в каком БКИ хранится кредитная история, вы можете получить кредитный отчет, обратившись в БКИ напрямую или через посредника, например, банк или любые кредитные и микрофинансовые организации, которые заключили договор об оказании информационных услуг с этим БКИ. Сделать это можно два раза в течение каждого календарного года (но не более одного раза на бумажном носителе) бесплатно и любое количество раз дополнительно за плату", - ответил на вопрос Виктор Старцев.
Чтобы знать свои финансовые права, эксперты Банка России посоветовали пользоваться порталом "Финансовая культура", где собраны истории, советы, которые помогут повысить финансовую грамотность.