В Сыктывкаре зрители аплодисментами встретили своего земляка, известного композитора Андрея Попова. Он стал гостем и главным героем проекта "Музыкальные истории", удостоенного звания лауреата премии Правительства Республики Коми.
Проект "Музыкальные истории" в этом году удивил зрителей встречей с современником, нашим земляком — Андреем Поповым. Уроженец Сыктывкара, сегодня он известен как член Союза композиторов России и Москвы, продюсер и музыкальный редактор "Радио России", создатель и исследователь, автор и ведущий радиопрограмм "Голоса и звуки земли".
В программе концерта были собраны самые разнообразные произведения для флейты, скрипки, виолончели, гитары, фортепиано, также прозвучали премьеры вокального и хорового циклов и даже уникальный инструмент терменвокс.
Во время концерта зрителей сопровождала в мир музыки автор и бессменная ведущая "Музыкальных историй" - заслуженный работник Республики Коми Ольга Мойсеевич. Она озвучила воспоминания композитора о периоде его роста и становления в музыке, о том, как образы и творческие замыслы облекаются в музыкальные формы. Действительно, Андрей Попов – человек искусства и видит музыку во всем. Она "падает" к нему на балкон лепестками яблоневого цвета, "приходит" в стихах древних вьетнамских поэтов, "влетает" во взмахе крыльев воробья. Концерт вобрал в себя не только произведения композитора, но и его биографию.
"Он не учился в музыкальной школе, но был поглощен музыкой и творчеством полностью. Если бы я сама не наблюдала развитие и рост этого музыкального таланта, я бы никогда не поверила, что за 4 года можно превратиться из дилетанта в настоящего мастера. Уже через год всё училище ежемесячно исполняло его новые пьесы: дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты - это было бесконечное разнообразие инструментов и голосов. На четвертом курсе в его багаже уже было два концерта для фортепиано с оркестром, множество пьес, ансамблей, вокальных сочинений и даже опера. При поступлении в Московскую консерваторию комиссия была изумлена огромной стопкой нот, которая была выложена на стол", - вспоминает Ольга Мойсеевич - с Андреем Поповым они учились в одном музыкальном училище.
В Сыктывкаре Андрей Попов родился и прожил более 20 лет, сюда вернулся после армии и поступил в училище искусств (сегодня это колледж искусств Республики Коми), здесь впервые начал пробовать сочинять музыку и учиться композиции у замечательного педагога и композитора Михаила Львовича Герцмана, который буквально вырастил его музыкальный талант. Здесь, в Сыктывкаре, прозвучали его первые музыкальные опыты.
Вечер начался с интродукции "Музыка в саду" в исполнении ансамбля инструментальной музыки "Вдохновение", следующей стала двухчастная сюита для виолончели и фортепиано "День восьмой" название отсылает к книге Бытия, истории, как Бог сотворил всё сущее за шесть дней и день седьмой почил от дел. А дальше наступил восьмой день. Каким он был в представлении композитора, исполнили артистка симфонического оркестра Академического театра оперы и балета Республики Коми Ольга Туманская и пианист Захар Тасчи.
Люди, склонные к творчеству, чаще всего с самого детства испытывают проблемы с приятием реального мира, им непросто приспособиться, поэтому они создают свой собственный мир, который позволяет им подстроиться к реальности. Музыка для Андрея Попова стала той самой точкой опоры, которая с течением времени превратилась в профессию.
"В Москве я живу на пятом этаже, а прямо под окнами растет яблоня. Всю жизнь она тянется к солнцу и за годы выросла выше крыши, ее ветви свесились к нам на балкон, и осенью я собираю яблоки. В начале мая она цветёт, и прямо из окон дома можно видеть эту ослепительную нежную белизну. А потом лепестки осыпаются и покрывают белым ковром весь балкон. Это очень красиво и немного грустно, и я не мог не сочинить об этом музыку", - озвучила воспоминания композитора Ольга Мойсеевич.
Композиция "Осыпаются белые лепестки цветов яблони" в исполнении воспитанницы гимназии искусств при Главе республики Даши Листиковой позволила зрителям из зала филармонии на мгновение перенестись на тот самый московский балкон, усыпанный лепестками яблоневого цвета на излете мая и взглянуть глазами композитора на весеннюю Москву.
Следующую музыкальную пьесу "Тесла" исполнил сын композитора Павел Попов. Пьеса названа в часть великого инженера и физика Николы Тесла, она имеет и второе название — Соната №2 для гитары. Это небольшая трехчастная соната, в которой композитор постарался передать электрическую энергию так, чтобы казалось, что классическая гитара испускает снопы электрических искр.
Волшебство в музыку Попова привнесли звуки терменвокса. Многие только на концерте впервые узнали об этом инструменте и услышали его в живую. В звуках терменвокса есть что-то таинственное, как будто из других измерений. Его применяли в своих композициях Led Zeppelin и Pink Floyd. Это очень редкий и очень нестандартный музыкальный инструмент, на нем играют, не прикасаясь к нему, руки музыканта как будто танцуют над терменвоксом. За мистическим танцем рук гостьи из Москвы выдающегося музыканта, композитора и пианистки, всемирно известной исполнительнице на терменвоксе Олеси Ростовской заворожённо наблюдала сыктывкарская публика. Олеся исполнила композицию "Ветер с Востока", почти натурально передав завывания ветра, нарастающего в шторм и вновь стихающего к финалу произведения.
Вслед за горячим "восточным ветром" повеяло прохладой арктических льдов в фортепианной пьесе "Новосибирские острова" в исполнении пианистки Е. Ардувановой, постоянной участницы "Музыкальных историй". Композитор сказал, что пьеса получилась "прохладной, но очень светлой и созерцательной, в минималистической красоте северного пейзажа".
Две части из вокального цикла "Грузия" на стихи грузинских поэтов прозвучали впервые. Перевод этих произведений сделал Юрий Лифшиц, с которым Андрей был очень дружен и с большим удовольствием работал над этим циклом. Исполнение двух частей цикла солистами театра оперы и балета Е. Лодыгиной и А. Ковалёва он посвятил памяти друга.
Еще одна премьера, связанная с поэтическим словом – "Три идиллии" для женского хода на стихи поэтов древнего Вьетнама. У А. Попова мало хоровой музыки, но тут повезло, в руки попал сборник произведений поэтов древнего Вьетнама 13-14 века. Композиции изысканно и тонко прозвучали в исполнении женского хора Государственного ансамбля "Асъя кыа".
В финале концерта прозвучала еще одна премьера - произведение было написано этой весной и называется "Концерт для фортепьяно и струнных". У концерта есть еще собственное название — "Полет воробья за счастьем". Появился концерт благодаря еще одному увлечению Андрея — сочинению "очень коротких рассказов".
"Он порхает то вниз, то верх, я придумал мотив, простенький, но мне он понравился, из него и выросло вся произведение", - пояснил Андрей Попов. Также он сердечно поблагодарил зрителей, Коми республиканскую филармонию и ее художественного руководителя Ольгу Мойсеевич за теплый вечер, ставший настоящим подарком для всех участников проекта.
Проект "Музыкальные истории" – это цикл театрализованных концертов о жизни и творчестве композиторов разных эпох и направлений, которые реализованы благодаря гранту Главы Республики Коми.
За последние несколько лет, благодаря поддержке грантов Главы Республики Коми, состоялись мероприятия, посвященные Эдварду Григу, Сергею Прокофьеву, Ференцу Листу, Фридерику Шопену. С "Музыкальными историями" познакомились жители северных городов республики: Ухты, Печоры, Усинска, Инты, Воркуты. "Музыкальную историю" прошлого года о Фридерике Шопене ещё предстоит зимой увидеть жителям г. Ухты, чудесная музыка польского романтика в обрамлении театрализованного рассказа о жизни композитора подарит зрителям радость соприкосновения с великим искусством.