В канун Дня судебного пристава корреспондент ИА "Комиинформ" встретилась с руководителем Управления ФССП России по Республике Коми Д. В. Кручинкиным и задала вопросы, волнующие наших читателей.
- Дмитрий Владимирович, думаю, самый популярный вопрос граждан вы знаете. Не вопрос даже - это, скорее, претензия к судебным приставам…
- Не могу дозвониться?
- Верно!
- Да, телефон как средство связи с нашей службой у жителей республики по-прежнему популярен. Но посмотрим на ситуацию со стороны должностного лица. Звонит некто, кого я не знаю, и просит предоставить по сути конфиденциальную информацию о ходе исполнительного производства, передает сведения о смене фамилии, банковского счета или просит снять арест с транспортного средства, которое не принадлежит должнику.
Очевидно, что телефон для таких целей не подходит. Во-первых, пристав должен знать, с кем общается, во-вторых, процессуально важная информация требует документального подтверждения и ее необходимо фиксировать не карандашиком на клочке бумаги. Есть и еще один важный фактор – планирование рабочего времени. Отвлекаясь на разговоры вне графика личного приема, пристав может не успеть принять все намеченные принудительные меры или вовремя направить взыскателям те же алименты.
Как быть гражданам? Первое. Для получения справочной информации обращаться на горячую линию в Управлении 8 (8212) 28-79-86 или в федеральный Центр телефонного обслуживания 8 (800) 303-00-00.
Второе. Осваивать наши электронные сервисы – без них никуда! Банк данных исполнительных производств уже широко известен. Сейчас мы пропагандируем личный кабинет стороны исполнительного производства на портале Госуслуг и Интернет-приемную на сайте Управления. Все виды обращений и подтверждающие документы можно направлять там.
– По поводу ареста счетов вам, наверное, тоже часто звонят?
– Да, эта мера вызывает много вопросов.
- И к нам такой поступил: "Исполнительное производство только возбуждено, а арест на все счета уже наложен – как так? У меня же есть пять дней на добровольную оплату долга!"
- Обязательно действуйте в эти пять дней, отвечу я автору вопроса. Оплатите долг добровольно: или перечислением на депозит службы, или – если других, кроме арестованных, денег нет – подайте приставу заявление (еще раз вспомним электронные сервисы), он обратит взыскание на счет, и только тогда деньги будут списаны.
Дело в том, арест – всего лишь резервирование, блокирование средств на счете в размере суммы долга. Законодатель разрешил службе судебных приставов накладывать арест на имущество должника, в том числе деньги, до истечения добровольного срока.
Кроме того, что арест – обеспечительная мера, он еще и мера уведомительная. В ряде случаев только так можно проинформировать гражданина, который ничего не хочет знать, о возбуждении исполнительного производства.
Многие путают арест и обращение взыскания на счет. Получив сообщение банка об аресте, должники думают, что деньги немедленно ушли взыскателю, долга больше нет, поэтому ждут окончания исполнительного производства. Тем временем, средства лежат на счете без движения.
– Тогда вопрос в продолжение темы: "Почему у приставов не налажена коммуникация с банками? Чтобы разблокировать счета, человеку приходится сначала идти в отделение службы, потом в банк. Аресты накладываются оперативно, а вот в обратную сторону это не работает".
– Отвечу так. Накладки случаются, но такие случаи не носят массовый характер. С подавляющим большинством банков у нас налажено электронное взаимодействие, и обмен информацией происходит в режиме реального времени.
Несколько популярных кредитных учреждений по-прежнему используют бумажный документооборот. Постановления приставов направляются по почте, и это заметно тормозит исполнение. Бывает, долг уже погашен, исполнительное производство окончено, а банк-приверженец бумажных традиций только еще накладывает арест на счет. Чтобы ускорить процесс снятия ареста, мы предлагаем бывшим должникам скачать процессуальные документы на портале Госуслуг и направить их в банк по каналам электронной обратной связи с клиентами. Иногда это помогает. Не всегда.
– "Я давно продал квартиру, для продажи брал справку, что все жилищно-коммунальные услуги оплачены, и вдруг возбуждается исполнительное производство в пользу ресурсоснабжающей организации. С чего вдруг?" – спрашивает читатель.
– Ситуация знакомая. Граждане звонят с подобными вопросами и на горячую линию, и в отделения, и в приемную Управления.
Между тем, вопросы "откуда взялся долг (не только коммунальный, любой другой), за какой период?" нужно адресовать взыскателю.
Пристав не уполномочен подвергать сомнению требования исполнительного документа, оформленного и предъявленного в установленном порядке.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства указаны реквизиты исполнительного документа, назван взыскатель. Опираясь на эту информацию, можно найти ответы на свои вопросы.
– Пока готовилась к интервью, листала страницу Управления во "ВКонтакте" и обратила внимание, что комментарии у вас не закрыты. То есть служба вопросов и мнений граждан не боится?
– Так точно. Мы от граждан не отгораживаемся.
– Хотя, бывают, и как будто бы обидные комментарии – дескать, в соцсетях хвастаетесь своими успехами, а в мою пользу долг уже шесть лет взыскать не можете.
– Понимаю возмущение любого взыскателя, который не может дождаться исполнения судебного решения. Но пристав действует сугубо в рамках закона. Прийти и отобрать у должника имущество, которое ему официально не принадлежит, выставить на торги единственное жилье – не наши методы.
А есть еще очередность. Алименты, например, это первая очередь. Пока не выплачены до копейки долги детям, всем остальным кредиторам придется подождать.
Нюансов много. И отсутствие результата – с точки зрения взыскателя – не означает бездействие пристава.
Достижения, безусловно, есть. За 9 месяцев этого года судебные приставы-исполнители республики взыскали больше 5 млрд рублей. В среднем ежедневно фактическим исполнением – то есть результативно – оканчиваются порядка тысячи исполнительных производств имущественного и неимущественного характера.
– Дмитрий Владимирович, простимся на этой высокой ноте. С профессиональным праздником вас и ваших коллег.
– Спасибо! Если позволите, и я на вашей странице от души поздравлю с Днем судебного пристава ветеранов, всех действующих сотрудников и гражданских служащих. Цифровые технологии берут на себя рутину, а стержень службы по-прежнему человек – нестандартно мыслящий, неравнодушный, милосердный. Желаю коллегам всех поколений здоровья, благополучия и семейного тепла!