Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью руководителя Коми Государственного театра драмы имени Виктора Савина Татьяны Вырыпаевой агентству "Комиинформ"

Интервью руководителя Коми Государственного театра драмы имени Виктора Савина Татьяны Вырыпаевой агентству "Комиинформ"
Интервью руководителя Коми Государственного театра драмы имени Виктора Савина Татьяны Вырыпаевой агентству "Комиинформ"
logo
Государственный театр драмы имени Савина открыл 75-ый юбилейный сезон. О планах, проблемах, с которыми театр вступает в новый сезон, рассказала в интервью корреспонденту "Комиинформа" художественный руководитель театра Татьяна Вырыпаева.

Татьяна Евгеньевна, наступивший сезон - 75-ый по счету, юбилейный для театра. Что ждет зрителей в этом году?

Мы открыли сезон 19 сентября премьерой спектакля по пьесе Алексея Попова "Мывкыд Парма". Специально для этой постановки был приглашен режиссер из Чувашии Николай Васильевич Горчаков. Это единственный спектакль в репертуаре театра, в котором занята практически вся наша молодежь. Если раньше молодые актеры участвовали в постановках лишь рядом с корифеями сцены, то "Мывкыд Парма" - это полностью "их" спектакль. Исполнитель главной роли Денис Рассыхаев, не владеющий коми языком, специально выучил 20 страниц машинописного текста.

Как академический театр, мы должны показывать и классику. Пьесу Александра Островского "Горячее сердце" поставит бывший художественный руководитель театра Олег Леонидович Нагорничных. В новом сезоне мы не забыли и детей: для них театр покажет "Приключения Дюймовочки" Павла Исайкина. В год 60-летия Победы нельзя оставить в стороне тему Великой отечественной войны. К этой дате наше сотрудничество с драматургом театра Алексеем Вячеславовичем Поповым выльется в новую пьесу, основанную на документальном материале. Планируем также сделать красочный спектакль о театральном закулисье по пьесе Эрика Эммануила Шмидта "Фредерик, или Бульвар преступлений". Спектакль очень сложен постановочно. Главный режиссер театра, даже вначале пошел на попятную, испугавшись, что не хватит сил, средств. Мы долго спорили, включать ли материал в план, но прошедшая премьера вдохновила многих, стало ясно, что силы у театра есть.

Татьяна Евгеньевна, говорят, театр открыл что-то вроде своей "Фабрики звезд". Расскажите поподробнее.

Театр открывает сезон, думая о будущем. Впервые совместно с республиканской гимназией искусств на базе 11-го класса мы открыли театральный класс. В нем учатся девять школьников со всей республики. При зачислении преимуществом пользовались старшеклассники, знающие коми язык. Они изучают общеобразовательные дисциплины, а во второй половине дня занимаются сценическим мастерством, сценической речью и всем тем циклом предметов, знание которых необходимо для поступления в Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства, которая имеет огромный опыт в подготовке национальных кадров. Я надеюсь, что молодежь, получившая высшее образование в столичном вузе, вернется через 4 года в новый реконструированный театр. Актерские студии при училище искусств, которые готовят кадры для нашего театра и театра фольклора, по сути дела "самтрест". Там преподают наши артисты в окнах между спектаклями. Уровень образования актера зависит прежде от среды, в которой он формируется. В столицах - это не только обилие музеев, театров, но и сама этика, аура города. Главная наша задача - заложить фундамент будущего театра. Театр без молодежи обречен на вымирание.

В этом году вы по-прежнему будете работать на сцене театра оперы и балета?

Сцена театра оперы и балета в нашем распоряжении всего восемь дней в месяц. Это крайне мало, поэтому все остальное время мы вынуждены разъезжать по республике. Деревни раскинуты далеко друг от друга, добираться бывает сложно, бюджет республики несет огромные расходы. Но мы все равно будем ездить и доедем до каждого зрителя, чего бы нам это не стоило. Я считаю, что человек не должен страдать оттого, что живет не в Сыктывкаре.

Театр находится в сложном положении - закрыта наша сцена, зрительный зал, но не сам театр. Мы планируем сделать в фойе маленькую камерную сцену, где будут показываться фрагменты спектаклей для очень небольшого количества зрителей, максимум для 100-150 человек. Любой современный театр помимо основной сцены имеет малую сцену, как лабораторию для молодых режиссеров, актеров, музыкантов. Это будет общение глаза в глаза, встречи, беседы, дискуссии.

Кстати, 16 октября планируется премьера спектакля "Блин два" по пьесе Алексея Слаповского. Это наш совместный проект с отделением Госнаркоконтроля по Коми. Его представители были удивлены, когда мы предложили им сотрудничество. Обычно они работают с врачами, педагогами, психологами, но не с театром. Спектакль поднимает проблему наркотиков, взаимоотношения поколений отцов и детей. Спектакль пройдет только в образовательных учреждениях республики, после показа у молодого зрителя будет возможность пообщаться актерам, поразмышлять, обсудить пьесу. Это спектакль-диспут, новая форма работы для нашего театра. В нем задействована большая труппа, главную роль играет один из ведущих актеров театра Владимир Кузьмин. На большой сцене пьеса показываться не будет. Театр не раз поднимал тему пьянства, насилия. Хотелось бы постепенно отходить от "чернухи" и возвращаться к оптимистическим постановкам.

Как обстоят дела с реконструкцией здания театра?

На сегодня готова проектно-сметная документация, решается вопрос с подрядчиком, финансированием. Экспертизу в Москве, на которую отводилось полтора года, проект прошел за два-три месяца. До нового года к участку будут подведены коммуникации, театр будет огорожен. В марте должна начаться сама реконструкция. По плану театр должен быть построен за два года, но, я думаю, все это закончится не раньше, чем через пять. В этот день мы сыграем на сцене прекрасный молодой спектакль. Будущее у театра есть, здесь работают удивительные люди, которые за нищенскую зарплату проводят на сцене свои жизни.

Я думаю, театр постепенно выйдет из той "черной дыры", в которой находился долгие годы. Мы ощущаем поддержку Министерства культуры и национальной политики и Правительства республики. Проблемой бездомного театра сегодня занимаются, хотя не так активно, как хотелось бы. Еще полгода назад в "верхах" всерьез обсуждался вопрос ликвидации театра и распределения его труппы по другим театрам, но такой опрометчивый шаг удалось предотвратить. Постепенно мы будем решать проблемы, главное - есть с кем это делать и во имя чего.