Новости Республики Коми | Комиинформ

Отмена ЕГЭ: что думают сыктывкарские учителя, родители и сами выпускники

Отмена ЕГЭ: что думают сыктывкарские учителя, родители и сами выпускники
Отмена ЕГЭ: что думают сыктывкарские учителя, родители и сами выпускники
logo
Отмена ЕГЭ: что думают сыктывкарские учителя, родители и сами выпускники
Фото Владимира Шешкунаса

Сыктывкарские эксперты провели дискуссию по теме отмены ЕГЭ.

В столице Коми состоялось первое заседание республиканского Экспертного клуба на тему "Отмена ЕГЭ: за и против". В обсуждении 27 августа приняли участие школьные учителя, преподаватели вузов, родители, выпускники, психолог - те, кто в своей профессиональной и обычной жизни так или иначе связан с единым государственным экзаменом. 

Тема единого госэкзамена разделила общество. ВЦИОМ провел опрос среди студентов, 67% из которых выступили "за сохранение ЕГЭ". Фонд общественного мнения также изучил этот вопрос и представил свою статистику, где участие в опросе принимали все жители страны: 61%  проголосовали "за отмену ЕГЭ", 23% - против отмены. 

VSH06578.jpg

Отметим, что единый государственный экзамен ввели еще в 2009 году, для того, чтобы искоренить коррупцию в школах и вузах, обеспечить единую систему оценки качества образования, обеспечить доступность высшего образования для детей из сельской местности и малообеспеченных семей. Тем не менее, по мнению разработчиков проекта, ЕГЭ себя не оправдал. 

Сторонники "отмены ЕГЭ" предъявляют свои аргументы, каждый из которых подробно обсудили во время заседания Экспертного клуба.

Первый аргумент - нервное напряжение и большая психологическая нагрузка на детей и родителей.

Сыктывкарский психолог, заведующая отделением экстренной психологической помощи Центра социальной помощи семьи и детям Александра Наумова прокомментировала суждение. 

"Обращения по нервным напряжениям от детей действительно есть. Недостаток ЕГЭ - создающееся напряжение. Если его минимизировать, то, с точки зрения психологии, ЕГЭ покажется нормальным. На напряжение влияет настрой родителей и учителей. Еще, конечно, в отличии от традиционного экзамена, здесь создаются жесткие условия проведения, где лишний взгляд или лишнее слово могут привести к тому, что тебя выведут с пункта проведения", - высказалась А.Наумова.

Психолог посоветовала заблаговременно до проведения ЕГЭ проводить психологические разгрузки, при необходимости обратиться к специалисту. 

VSH06564.jpg

Второй аргумент - жесткие условия безопасности на пункте проведения экзамена.

Родитель девятиклассника, руководитель Службы оценки качества Управления образования Анна Батырева сказала, что все пункты сдачи ЕГЭ оборудуют в соответствии с порядком, который много лет вырабатывается и при необходимости корректируется. 

"Порядок призван помочь детям обезопасить их. Проверка металлоискателя проводится для того, чтобы не дать ребенку пронести телефон. Он может и не воспользоваться сотовым во время экзамена, но если телефон случайно зазвонит, школьник не сможет сдать ЕГЭ, он лишается возможности получить аттестат и поступить в вуз. И на этом этапе наша задача - обезопасить ребенка от попадания в такую неприятную ситуацию. Никаких некорректных действий в отношении детей не принимается. У детей, которые понимают процедуру проведения и знакомы с ней, нет желания пронести телефон", - сказала А.Батырева.

VSH06554.jpg

Тем не менее, сыктывкарский психолог считает, что несмотря на все созданные правила, такие условия являются очень жесткими для детей.

Третий аргумент - обучение детей стало узкоспециализированным, знания школьников по многим предметам становятся поверхностными. 

Учитель информатики Технологического Анна Шундукова согласилась с этим суждением. 

"Действительно, это имеет место быть. Уровень детей по другим предметам, которые они не сдают на ЕГЭ, падает, потому что 10 и 11 классы направлены именно на углубленное изучение отдельных предметов. Кругозор ребенка сужается. И сейчас в школах нет универсальных классов. Но мы стараемся выдержать уровень образования на базовых предметах. ЕГЭ требует серьезной подготовки, поэтому мы стараемся детей лишний раз не напрягать", - сказала А.Шундукова.

Директор Технологического лицея Лидия Пасынкова добавила: чтобы решить один экзамен ЕГЭ, нужны очень глубокие знания, и даже если первая тестовая часть может оказаться легкой, для второй части нужна серьезная подготовка.

VSH06563.jpg

Четвертый аргумент - высокие расходы родителей на репетиторов и переезды детей в другой город к месту учебы.

Заместитель директора Центра обеспечения деятельности администрации главы Коми, руководитель Общественной приемной главы РК Виктория Сидорова отметила противоречие самого экзамена. По ее словам, если с одной стороны ЕГЭ призвано уравнивать возможности сельских и городских детей, а также обеспеченных и малообеспеченных, то с другой стороны неравенство все равно сохраняется, так как для подготовки к ЕГЭ зачастую требуется помощь репетиторов, которых не каждый может себе позволить.

VSH06570.jpg

Родительница А.Батырева привела в пример свою дочь.

"Объективно оценивая способности своего ребенка и ее склонности, мы выбрали образовательное учреждение, потом - необходимые предметы ЕГЭ. К профильным предметам мы готовились в том числе с репетиторами. Но это было минимальное количество часов, а занятия были необходимы ради контроля над подготовкой ребенка. Некая сила воли со стороны. Репетиторство оказалось не лишним. Но если ребенок замотивирован, он сможет заниматься самостоятельно", - поделилась А.Батырева.

Выпускница школы в с.Зеленец записала видео, где высказалась за сохранение ЕГЭ, приведя в пример то, что такого рода экзамены способны стимулировать ребенка к самостоятельной подготовке, они дают возможность выбрать любые предметы для сдачи. 

"Также благодаря ЕГЭ у абитуриентов из небольших поселений появляется возможность поступить в хорошие вузы в крупных городах. К тому же облегчается подача заявлений в разные учебные заведения. И нет необходимости сдавать экзамены в каждом вузе. Поэтому я считаю ЕГЭ одной из самых удобных форм сдачи экзамена и хочу чтобы она сохранилась", - поделилась местная выпускница. 

VSH06528.jpg

Удобная форма подачи документов в разные вузы страны играет на руку многим абитуриентам, но лишает республиканские высшие учебные заведения студентов, отметила В.Сидорова. Чтобы поток абитуриентов сохранялся в вузах Коми, В.Сидорова посоветовала директорам больше заниматься привлечением студентов, давать рекламу и рассказывать о преимуществах учебы в республике. 

Заместитель директора Центра обеспечения деятельности администрации главы Коми подытожила, что несмотря на выявленные недостатки, ЕГЭ имеет ряд преимуществ. 

"Многие российские эксперты считают, что сегодня нет альтернативы ЕГЭ. Нужно поменять психологическую установку, о том, что это не судьбоносный экзамен и помнить, что сейчас можно пересдавать экзамен. Но здесь тоже нужна доработка - зачислять в итоговый лист не последний результат по экзамену, а лучший", - сказала В.Сидорова.

VSH06551.jpg