Новости Республики Коми | Комиинформ

Ярослав Шапошников: "После войны мирную жизнь воспринимаешь как параллельную реальность"

Ярослав Шапошников: "После войны мирную жизнь воспринимаешь как параллельную реальность"
Ярослав Шапошников: "После войны мирную жизнь воспринимаешь как параллельную реальность"
logo
Ярослав Шапошников: "После войны мирную жизнь воспринимаешь как параллельную реальность"
Фото администрации Воркуты

На прошлой неделе глава Воркуты Ярослав Шапошников вернулся в Заполярье после года службы в зоне проведения специальной военной операции. Контракт с Министерством обороны РФ он подписал в мае 2023 года в качестве добровольца. С первых дней службы в Новочеркасске был назначен командиром учебной роты, затем принял командование добровольческим отрядом "Печора", который формировался как часть казачьей бригады "Сибирь". Позже стал командиром артиллерийского дивизиона в составе разведывательной казачьей бригады "Терек" добровольческого корпуса, куда вошел его отряд.

Поставленные боевые задачи "Печора" выполняла на так называемом "передке". На одном из направлений бойцы отряда находились в обороне, где впоследствии уничтожали технику противника, в том числе уничтожили знаменитый американский Bradley, а также "накрыли" подразделение националистического формирования "Кракен". За достигнутые успехи при проведении боевых действий приказом атамана Всероссийского казачьего общества Ярослав Шапошников награжден медалью "Казачья доблесть".

– Пока ощущения, что я попал в параллельную реальность, или это все сон, – признается при встрече Ярослав Анатольевич. – Организм и физически, и психологически настроен на другую действительность. После года, проведенного в перемещениях по позициям среди боев и разрухи, подвалах, по возвращении в мирные города испытываешь в определенном смысле когнитивный шок. Необходимо время, чтобы перестроиться.

– "За ленточкой" какой для вас была реальность?

– Там она для всех суровая, суровая военная реальность. Работаем мы, работает противник: ведется контрбатарейная борьба, используются новые нестандартные артиллерийские установки, дроны-камикадзе. Последние – большая проблема современной войны, так как противник применяет их массово. Обучаем личный состав применению средств радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы (РЭБ), средств подавления дронов. Это позволяет существенно снижать потери личного состава.

– Как проходит день боевого командира?

– У него рабочие сутки, в которые, как выяснилось, можно вообще не спать, особенно когда переживаешь за своих ребят, ушедших на опасное боевое задание. Контролируешь связь, перемещения, РЭБ-прикрытие, боевую работу.

Утро традиционно начинается с совещания, ставятся боевые и иные задачи. При необходимости более узко организовывается работа батарей – технически это все отработано. Она заключается в нанесении огневого поражения противнику ствольной, гаубичной и реактивной артиллерией.

Кроме того, одна из главных задач командира при четком выполнении боевых задач – адаптировать их к условиям современной войны. Важно не просто обеспечить каждую батарею РЭБ, но и проконтролировать, проверена ли работоспособность оборудования. Плюс выезды на позиции, чтобы понимать, как они работают. Некоторым военным тонкостям пришлось быстро обучаться на месте, потому что нельзя контролировать то, в чем не разбираешься. Я, например, был не знаком с установкой и обслуживанием "Града", ствольной артиллерии – изучал. При этом, когда наша "Печора" работала с братской ротой "Балтика" на позициях переднего края, где противник находится на расстоянии 100-120 метров, первоочередной задачей командира, например, было согласовано с союзными подразделениями завести людей на позиции и вывести их оттуда. Не допуская потерь, выполнить задачу и блокировать возможный прорыв линии фронта – тоже входит в обязанности командира в части планирования операции.

– К чему нельзя привыкнуть на линии боевого столкновения?

– Думаю, нет таких вещей. Там многое воспринимается как должное: поспать в подвале, где сырость и плесень, или в холодном блиндаже, поесть то, что есть, или что смогли приготовить. Иметь достаточный запас воды, которая очень нужна летом, особенно на переднем крае. Даже, кажется, к потерям привыкаешь, их воспринимаешь со временем иначе. Или даже правильно сказать не принимаешь. Очень странные ощущения, когда только вчера говорил с людьми, делились опытом, а сегодня их уже нет. Ни умом, ни сердцем принимать это не хочется. Не веришь в это, что ли, но именно эти печальные события напоминают нам каждую минуту, что здесь все серьезно. Для "Печоры" таким событием стала гибель нашего земляка "Чеха". К нему некоторые относятся по-разному, но нельзя умалять заслуг, ведь многие бойцы в сложных ситуациях оставались живы благодаря именно его тренировкам. И погиб он как настоящий герой. Когда понял, что они стали для противника групповой целью, в последний момент закрыл собой одного из бойцов со словами "Живи"!

IMG_20240729_110843_914.jpg

– Рядом с вами было много воркутинцев. Как наши земляки себя проявили в зоне проведения спецоперации?

– Исключительно с положительной стороны. Сразу отмечу, что ребята все совершенно разные – и по возрасту, и по характеру, но морально-волевые качества у всех достойные. Активные боевые действия – это своеобразный фильтр, и все воркутинцы в зоне проведения СВО его прошли с честью: "Хищник", "Пичуг", "Барс", "Карп" и самый молодой боец с позывным "Воркута".

Более того, воркутинцев ставили в пример другим бойцам в "Печоре", а саму "Печору" – иногда в пример остальным. Когда мы перешли в артиллеристский дивизион и стали работать на орудиях, которые прикрывали наших братьев из "Балтики", ребята продолжали оставаться на позициях и выполнять задачу, даже если противник работал по ним.

Наш сыктывкарский боец "Пуня" непосредственно продолжал вести огонь из своей гаубицы, несмотря на то, что ВСУ начали контрбатарейную борьбу, в результате чего он получил ранение, но оставался в строю. Уничтожение Bradley – тоже работа наших ребят. Противник выдвинул эту боевую машину, чтобы выбить с только что занятых позиций наши штурмовые подразделения "закрепов". Что бы произошло, если бы техника доехала, догадаться несложно. Наша задача была – не допустить этого. С учетом движения объекта и довольно большого расстояния начальнику артиллерии бригады пришлось вручную производить расчеты установки стрельбы. В итоге машину нам удалось не только остановить, но и уничтожить.

– Удавалось следить за событиями в Воркуте?

– В общих чертах, насколько это было возможно. Самое главное – хочу от всего сердца поблагодарить воркутинцев, которые принимали участие в сборе гуманитарной помощи для нашего отряда, Главу Республики Коми Владимира Уйба. Средства радиолокационной борьбы, средства наблюдения и связи – практически бесценны на линии фронта. Это именно то, оборудование, которое в прямом смысле защищает жизни наших ребят, выполняющих в тот момент боевую задачу. Огромное спасибо и низкий поклон!

Касательно города, отмечу сразу положительный момент – Воркута продолжает благоустраиваться, а значит, продолжает жить и развиваться. В то же время есть и проблемные темы. Например, Водоканал. Сейчас для муниципалитета это самый "больной" вопрос, который необходимо решать в приоритетном порядке. К сожалению, за год моего отсутствия эта тяжелая история почти не сдвинулась, сейчас идут судебные тяжбы. Важно сохранить предприятие как стратегический объект, сохранить коллектив, урегулировать производственные и технические процессы для обеспечения бесперебойного водоснабжения муниципалитета.

– Какие планы на ближайшее время?

– Сейчас ухожу в отпуск. Устал и физически, и морально. Хочу повидать родителей, провести время с детьми и просто по-человечески выспаться. Отдохну и с новыми силами вернусь в Воркуту – впереди много работы.