Новости Республики Коми | Комиинформ

В Коми выводят сорта арктического картофеля, приспособленных к зоне рискованного земледелия

В Коми выводят сорта арктического картофеля, приспособленных к зоне рискованного земледелия
В Коми выводят сорта арктического картофеля, приспособленных к зоне рискованного земледелия
logo

О колыбели современного арктического картофелеводства - величественном северном крае Республике Коми и его аграрных возможностях – сенатор от Республики Коми, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ольга Епифанова рассказала в интервью агропромышленному порталу АгроXXI.

Расскажите, пожалуйста, о том сколько занимает территория Республики Коми, сколько из этого агрогектаров и как глобальное потепление может изменить аграрные республиканские ландшафты?

Порядка 417 тысяч км2 составляет территория Республики Коми, и около 70% этой площади занимает вековая тайга. Коми - невероятно красивый, величественный северный край, здесь много заповедников и особо охраняемых природных территорий, здесь очень развита добывающая и перерабатывающая промышленность - лесопереработка, нефте- и угледобывающие предприятия, а вот земель сельхозназначения - всего 1855,2 тыс. га, из которых 296,1 тыс. га – сенокосы, пашни, пастбища, многолетние насаждения.

Тем не менее, Республика Коми занимает первое место в СЗФО по росту производства сельхозпродукции. Преобладающее направление деятельности наших фермеров - животноводство. В Республике 325 КФХ и более 70 тысяч личных подсобных хозяйств.

Четыре территории Республики Коми - Воркута, Инта, Усинск и Усть-Цильма - входят в Арктическую зону России. Здесь, к северу от полярного круга тайга сменяется тундрой, 1110 тыс. га которой занимают оленьи пастбища. Республика Коми - крупный оленеводческий регион, более 90 тысяч голов составляет численность стада, это шестое место среди других оленеводческих регионов России.

В целом, производство сельскохозяйственной продукции в Республике Коми по итогам минувшего года составило почти 15 миллиардов рублей. Из них на животноводство приходится 69%, а на растениеводство – 31%. Перспективы развития растениеводства в республике есть, и весьма хорошие, даже несмотря на то,что север – зона рискованного земледелия и нуждается в серьезной государственной поддержке. Особенно это касается овощеводства открытого грунта.

В советские времена часто шутили про попытки вырастить картошку в Арктике, мол, зачем, проще привезти. На самом деле такие шутки – от полнейшего непонимания специфики жизни на севере. Советские чиновники вовсе не были глупыми, просто они прекрасно знали, что жителей северных регионов надо снабжать свежими, а не консервированными продуктами и витаминами. На север старались завозить только самое необходимое, а мясо, молоко, яйца, овощи по возможности старались производить на месте. Овощи успешно выращивали как в тепличных хозяйствах, так и в открытом грунте.

В Республике Коми еще в 30-х годах прошлого века выращивали в открытом грунте картофель, свеклу, морковь. Занимались яровизацией семян, тщательно подбирали сорта. В Воркуте, в Усть-Цилемском районе были хорошие урожаи картофеля, редиса – а это арктическая зона.

Но в 90-е годы на смену плановой экономике пришел дикий капитализм, большинство северных сельхозпредприятий разорились. Пропали годы трудов, денег, научных исследований. Только производство овощей сократилось в 15 раз. И что в итоге? Упадок сельского хозяйства на севере, которое, как считали "умы перестройки", обходилось слишком дорого, тут же сказался на кратном удорожании северного завоза. Завозить пришлось в три раза больше и доставлять в самые отдаленные поселки. Теперь мы возвращаем советский опыт, поскольку продуктовое обеспечение для Севера и Арктики — это вопрос здоровья жителей этих регионов, здоровья их детей, а значит, будущего.

Что же касается глобального потепления, оно, безусловно, меняет и ландшафт, и специфику сельского хозяйства в северных регионах. Оленеводства это особенно касается: в связи с потеплением тайга "наступает" все севернее, сокращаются площадь тундры, а значит, площади оленьих пастбищ. Однако животные умеют приспосабливаться к новым условиям: например, на Шпицбергене олени из-за проблем с доступностью привычной еды начали питаться ламинарией, которую находят на берегу моря. Прогнозировать – это все-таки удел ученых, которые предсказывают, что в течение 50-100 лет во многих областях планеты появятся новые территории, пригодные для выращивания пшеницы, кукурузы, сои, картофель. При этом наиболее обширные новые сельхозугодья появятся в России. Но пока наш северный картофель, как и прежде, приходится выращивать в довольно суровых условиях.

Тем не менее, большая часть территории Республики Коми находится в области значительных наблюдаемых и прогнозируемых изменений климата. Власти региона это понимают, поэтому по поручению главы республики Владимира Викторовича Уйба региональное правительство утвердило план адаптации к изменениям климата.

Последнее время были обсуждения северного картофелеводства в Республике Коми и о селекции новых сортов. Расскажите, какова ситуация на данный момент.

Арктический картофель – хорошо звучит, правда? И это не фантазия, а вполне реальная программа создания и развития селекционно-семеноводческого центра, которая организована по поручению главы республики Владимира Викторовича Уйба.

На основе собственных разработок "Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук" реализует эту программу совместно с фермерскими хозяйствами региона и научными институтами, входящими в Уральское отделение Российской академии наук.

Специалисты ведут длительную работу по селекции перспективных сортов картофеля столового назначения, приспособленных к зоне рискованного земледелия. Совместно с коллегами из ФИЦ картофеля имени А.Г. Лорха ученые вывели три новых арктических гибрида картофеля: "Зырянец", "Вычегодский" и "Печорский" ("Зырянец" наиболее подходит для жарки, "Вычегодский" – для салатов, а "Печорский" – для пюре). Коми-картошку успешно тестируют и в других регионах: в этом году на экспериментальном поле в Нарьян-Маре были высажены все три сорта.

Есть планы по проведению научного эксперимента и в Усть-Цильме. Результаты о проводимой работе ожидаются в конце 2024 года.

Какова самообеспеченность Коми картофелем и может ли республика превратиться в поставщика второго хлеба?

Глава региона поставил задачу по обеспечению региона на 100 процентов собственным картофелем.

В 2022 году уровень самообеспеченности картофелем Республики Коми составил 92,4%. В 2023 году - по предварительной оценке, 98%; в 2024 году - по прогнозной оценке, 98,6%. Думаю, вполне может в перспективе.

Если же говорить в целом по овощеводству, то по итогам 2023 года Республика Коми заняла 5-е место по урожайности овощных культур. По этому показателю республика обошла Курскую, Московскую, Брянскую, Тюменскую и Курганскую области.

Показатель урожайности 518,1 центнера с гектара – это рекордное значение для Республики Коми. И связан такой успех с хорошо выстроенной в республике системой государственной поддержки аграриев. Они вовремя получают субсидии на минеральные удобрения, что очень важно, и субсидии таковы, что позволяют возместить до 70% фактических затрат. Системно стимулируется производство картофеля и овощей, увеличиваются площади посевов, при поддержке государства обновляется семенной фонд, техника и оборудование.

Назовите основные преимущества северного картофелеводства в Республике Коми.

Сорта арктического картофеля способны давать качественный урожай в условиях короткого вегетационного периода и длинного светового дня в июле-августе. Все они высокоурожайные, адаптированы практически ко всем болезням и вредителям, которые наблюдаются у нас на Севере: фитофтороз, парша, золотистая картофельная нематода, да и целом, меньше вредителей и болезней, чем в центральных регионах России, к тому же, нет необходимости в орошении полей. И самое главное – клубни нашего арктического картофеля практически не поражает проволочник.

Так что стопроцентная обеспеченность собственным картофелем Республике Коми – задача вполне разрешимая. Разумеется, есть и проблемы: высокая себестоимость производства картофеля, высокая конкуренция с ввозимой продукцией из южных и центральных регионов, высокая изношенность машинно-тракторного парка, нехватка или отсутствие современных хранилищ. Но все эти сложности решаются правительством республики.