Представители Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), обратились в Минстрой РФ с предложением сделать автоматическим перерасчет платежей граждан за услуги ЖКХ ненадлежащего качества. Сейчас изменение размера платы фактически ложится на плечи потребителей, а сама процедура достаточно затратная с точки зрения времени и сил, пояснили в КонфОП.
Остро стоит вопрос перерасчета размера платежей в меньшую сторону в периоды, когда жильцы не получали услуги в полном объеме, рассказала "Известиям" юрист организации Диана Сорк. Она привела пример последнего отопительного сезона, когда жители Москвы, Подмосковья и ряда российских регионов столкнулись с отсутствием отопления или недостаточным обогревом жилых помещений.
КонфОП обратилась в ФАС и Минстрой с предложением дополнить "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам" пунктом, предполагающим делать автоматический перерасчет платежей при оказании услуг ЖКХ ненадлежащего качества.
Как объяснила Диана Сорк, в настоящее время в правительственном постановлении N 354 закреплено право потребителей "требовать в случаях и порядке, которые установлены правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги…", если их качество является ненадлежащим.
Но в документе не указано, кто именно ответственен за перерасчет платежей, за исполнителем такой обязанности не установлено, уточнила юрист. И фактически, чтобы вернуть свои деньги, людям приходится пройти большое количество процедур, причем без гарантированного результата.
Поскольку даже в случае наличия доказательств исполнитель может проигнорировать требование. И тогда остается только обращение в суд.
"Считаем подобный подход дискриминирующим потребителей", — подчеркнула Диана Сорк.
Она описала, как может выглядеть процедура перерасчета в случае, если она будет автоматической: "Мы имеем некую сумму, оплачиваемую ежемесячно. Делим ее на количество дней или часов, в зависимости от избранного механизма перерасчета. Предположим, происходит авария и в доме нет отопления два дня. Тогда из ежемесячной суммы автоматически вычитается стоимость этих двух дней", — рассказала юрист.
Сети с управляющей организацией должны потом сами разбираться в том, кто виноват и за чей счет снижена цена услуг, отметила Диана Сорк.