Новости Республики Коми | Комиинформ

Последнее танго в Берлине: "Ростелеком" организовал в Сыктывкаре предпоказ сериала "ГДР"

Последнее танго в Берлине: "Ростелеком" организовал в Сыктывкаре предпоказ сериала "ГДР"
Последнее танго в Берлине: "Ростелеком" организовал в Сыктывкаре предпоказ сериала "ГДР"
logo
Последнее танго в Берлине: "Ростелеком" организовал в Сыктывкаре предпоказ сериала "ГДР"
Фото Владимира Шешкунаса, а также кадры из фильма "ГДР"

16 февраля состоялась премьера отечественного сериала "ГДР" на площадке Wink.

В Сыктывкаре за день до официального выхода первых серий для студентов исторического факультета, Института точных наук и информационных технологий СГУ, а также будущих специалистов в PR-технологиях ПАО "Ростелеком" организовал специальный закрытый показ. Интерес к мероприятию также проявили региональные СМИ, в их числе "Комиинформ".

VSH04613.jpg

Сам показ прошел в стенах Центра народного творчества и повышения квалификации, три десятка человек на пару часов окунулись в атмосферу последних лет "Холодной войны", когда Европа превратилась в поле битвы спецслужб.

Самое важное из искусств

В условиях, когда в прокате становится меньше "качественных зарубежных фильмов", бороздить просторы вселенной кинотеатров начали отечественные картины. Пока ещё не появилось современных Эйзенрштейнов, Пудовкиных и Довженко, но свято место пустым долго не бывает. И вот мы уже видели, как драматический сериал "Слово пацана" Жоры Крыжовникова стал одной из самых обсуждаемых тем.

VSH04599.jpg

Тема шпиономании и советских разведчиков, как в сериале "ГДР" (18+), сейчас тоже вполне актуальна и с политико-культурной точки зрения, и в связи с запросами благодарной публики на добро с кулаками. Боевики, детективы отечественного производства за счет качества должны выйти из фоновых заставок на ТВ если и не на большие экраны, то хотя бы дать молодому зрителю новых положительных героев, а взрослому - чувство ностальгии по закату Советской Атлантиды. Каждому - свое...

Есть стойкое ощущение, что отечественная киноиндустрия постепенно набирает обороты, и спецпоказы для вовлеченных в тематику фильмов зрителей - актуальный формат. Даже непосвященный в тематику и искусство зритель, пришедший "за компанию", может посмотреть на дискуссию после просмотра картины и сделать определенные выводы, а потом прийти в следующий раз. Если картины для закрытых спецпоказов будут отбирать разбирающиеся в кинематографе люди, то кино снова станет самым важным из искусств.

За красных или белых?

Не все пришедшие на спецпоказ студенты сразу поняли образы, для них "ГДР" - это не история, а зрелище с сюжетом, где можно сопереживать хорошим парням и испытывать презрение к тем, кто строит козни положительным героям.

Очень приятно, что за последние десять лет в отечественной культуре, и особенно в кино, в положительную сторону поменялось отношение к советскому периоду истории. Я уверен, что в "девяностых" и "нулевых" сериал "ГДР" вызвал бы бурю негодования со стороны представителей кинематографа, потому что резко отличается от картин того времени.

VSH04588.jpg

Тогда нужно было если и не пинать мертвого льва, то хотя бы высмеивать, как это сделал Леонид Гайдай в фильме "На Дерибасовской хорошая погода...", если говорить об отечественных фильмах. Кажется, что без цензуры не на те фильмы тратили время и силы мэтры советского кино.

Немецкий кинематограф, стоит отдать должное, даже в ироничном фильме "Гудбай, Ленин!" показал драму людей, которые остались без Родины. И это не говоря про шпионский сериал "Германия-83", растянутый на три сезона, с которого, как мне показалось по нескольким значительным деталям, была взята идея для "ГДР". Тем не менее, надеюсь, что оставшиеся к просмотру серии "ГДР" не разочаруют. В любом случае, считаю, что зритель, как и положительные герои сериала, должны всегда иметь холодную голову, горячее сердце и чистые руки.

"Основано на реальных событиях"

Сериал, "основанный на реальных событиях", может расставить политические акценты в головах зрителей. Мы ведь понимаем, что если человек, верящий на слово и не пытающийся найти подтверждение, может в результате пойти по ложному пути. Чтобы этого не случилось, необходимо понимать, что любой художественный фильм - это трансляция мнения режиссеров и сценаристов, которая может проявиться даже в мелочах и деталях.

Начинается первая серия со знаменитого прилета немца Матиаса Руста на спортивном самолете и последующего приземления на Красной площади в мае 1987 года.

GDR02.jpg

Знаковое событие перестройки в сериале представлено, как некий заговор против СССР с терактом, а сам пилот не знал, что в корпус его воздушного судна вшит ящик с биологическим оружием. Устроившие погоню советские МиГи, чудом не помножившие на ноль законную цель, едва не сорвали весь "мирный план переустройства Европы".

GDR01.jpg

Параллельно этому капитан КГБ Александр Нечаев проваливает операцию в Западном Берлине и прорывается к своим, ловко отстреливаясь и мастерски скрываясь на машине от погони. Попадая в руки к пограничникам Национальной Народной Армии ГДР, он спасается, но проваливает операцию и попадает в немилость к высокому начальству.

Не шансон обычно губит...

Как видим, термин "основано на реальных событиях" нельзя считать математическим равенством, тем более, сегодняшний кинематограф еще не дорос до исторических реконструкций. Мне кажется, что экономия бюджета в таких фильмах на исторических и профессиональных консультантах из службы, про которую снят сериал, занижает убедительность всей картины.

Понятное дело, что следующим после провала эпизодом нужно было показать расстроенного и разжалованного "комитетчика". Но то, что человек такого уровня слушает шансон в исполнении Розенбаума под водку, выглядит очень не в тему. Последующий разговор с женой за завтраком хоть и показывает выгорание, усталость, желание бросить все и уехать в Сочи, но как-то не цепляет.

GDR03.jpg

В то же время появляется президент СССР Михаил Горбачев, который также за завтраком с супругой решает более серьезные вопросы. Раиса Максимовна советует любимому супругу определиться и решать вопросы с Западной Европой на позиции сильного. Она его видит политиком, который в будущем будет решать судьбу всей Европы, и это все за завтраком.

Сразу вспоминается знаменитое правило "послушай женщину - поступи наоборот", и если допустить такой диалог в реальности, "Миша" этого не сделал и обменял свою страну на хорошую пенсию в гостеприимной объединенной Германии.

GDR04.jpg

"Хватит "Огоньки" читать..."

По ходу фильма дело идет к тому, что боевой опыт капитана Нечаева снова понадобился Родине и Комитету госбезопасности СССР. Ему дают обычное задание "окучить" американского журналиста, который умирает при странных обстоятельствах. Вычислив свидетеля, актера из ГДР, разведчик попадает в очередную игру спецслужб, своих, восточногерманских и вражеских.

Отношения с супругой у главного героя не складываются, и во время выполнения нового задания он переселяется к своей матери. Она его кормит и с опаской и тревогой говорит о том, что в Союзных республиках начинает твориться хаос, а Горбачев и Шеварнадзе страну развалят. Дополняя этот посыл, несколько раз в первой и второй серии показывают новости о протестах в ГДР, а Михаил Горбачев выглядит совершенно никаким политиком на побегушках своей супруги и западных партнеров.

GDR06.jpg

В общем, Александр забирает у мамы из рук журнал с фирменным красным прямоугольником на передовице и сдержанно говорит:

- Хватит "Огоньки" читать.

Читавшего перестроечную прессу зрителя этот момент должен разделить на два противоположных лагеря, "Берлинская стена" в отдельно взятом кинозале. И таких моментов, давящих на эмоции и политическое сознание, в сериале достаточно. Эти штрихи не такие навязчивые и наигранные, как в "девяностых" и "нулевых", когда интеллигенция всех пугала "возвращением тоталитаризма", вытаптывая все, что было дорого многим миллионам обычным советским гражданам. В "ГДР" больше убедительности. А ещё в сериале есть красивые блондинки из Восточной Германии. Без них никуда...

GDR05.jpg

Вместо послесловия

Возвращаясь к теме хороших и плохих парней в искусстве, замечу, что силовики в целом показаны профессионалами, стратегами и интеллектуалами. Политики же, хотя бы Горбачев или советский посол в ГДР, дочка которого мечтает уехать в США за возлюбленным музыкантом, смотрятся излишне глупыми.

Честно говоря, упрощение образов не совсем верно объясняет, почему прошляпили страну и весь "Восточный блок", но для художественного фильма вполне обоснованный прием.

Другое дело, что наши хорошие парни пройдут огонь, воду и Берлинскую стену, чтобы отстоять свою честь, даже если заранее все обречено на полнейший провал. По крайней мере, такого ощущения от сериала хочется после просмотра первых эпизодов.