Отрасль туризма в Коми находится в крайне тяжелом состоянии. К такому мнению пришли участники рабочего совещания Госсовете Коми 30 января по вопросу развитии выездного и внутреннего туризма на территории республики.
В Коми принята госпрограмма "Развитие культуры и туризма", для полного ее обсуждения была необходима концепция развития отрасли. Ее на совещании представил руководитель Минэкономразвития Коми Евгений Пономаренко.
По данным официальной статистики, в регион в 2023 году приехали 435 тыс. гостей, среди которых – вахтовый и спортсмены, поэтому цифра не отображает реальное число туристов.
На программу развития выездного туризма было выделено 74,4 млн руб., на поддержку бизнеса в отрасли – 27,7 млн руб.
По словам Е.Пономаренко, текущая ситуация в отрасли нуждается в изменениях, в создании инфраструктуры, расширении форматов.
На фоне этого на должном уровне находятся сувенирные продукты и работа сильных народных мастеров.
Исследования показали, что гостиницы, сконцентрированные в крупных городах, заполнены на 39%, как в целом по России. В Воркуте количество мест размещения сокращается, качественных мест размещения там нет. В Сыктывкаре отелей в 4 звезды нет, в Ухте работают две гостиницы в 4 звезды. Эти муниципалитеты справятся с возможным ростом спроса среди туристов. В Усинске работает одна гостиница в 4 звезды.
В Усть-Цильме работает гостиница в 15 комнат, которые на время праздников и событийных мероприятий забронированы на месяцы вперед.
Один из самых востребованных среди туристов способов размещения – глэмпинги – только начали развиваться в республике и появились в Сыктывдинском, Корткеросском и Ижемском районах. Впервые Минэкономразвития в 2023 году выделил 30 млн руб. на возведение 10 таких модулей в Сыктывкаре и Сыктывдине. Реализовать проект планируют до конца 2024 года.
Качество питания в регионе тоже оставляет желать лучшего. Исследование показало нехватку точек общепита с национальной кухней, а также ориентацию на фастфуд и столовые, где качество еды низкое.
Основными транспортными хабами являются аэропорты Воркуты, Ухты и Сыктывкара, последние два на сегодня загружены на 90% и при увеличении туристического потока начнут испытывать проблемы, это почувствуют и приезжающие. А Воркута не имеет круглогодичного авиасообщения.
По данным Минэка, в Коми предлагают 87 туристических продуктов, ежегодно проводят 18 кулинарных событий.
Между тем, туры не включают весь комплекс услуг, таким образом путь до точки старта тура, дополнительные активности, выбор сценария ложатся на плечи самого туриста, что снижает поток.
Минэкономразвития Коми определил целевую аудиторию туристической отрасли республики. Ими оказались походники, любители музеев, рыбаки-охотники.
В то же время Коми уступает другим регионам по узнаваемости. Отрасль требует качественного контента для позиционирования на федеральном уровне.
Как отметил Е.Пономаренко, задачами на ближайшее время должны стать выбор приоритетных кластеров развития; разработка продуктов под ключ; концепции позиционирования; создания единого центра по туризму.
Для решения задач Минэк разделил Коми на две части: приоритетные и потенциальные. В приоритетные вошли столичный, южный кластеры, девственные леса и Арктика. Во вторую группу вошли Инта, Ижма, Удорский район.
Основными фокусами, на которых сконцентрируется ведомство в предстоящем периоде, станут создание комплексных продуктов под ключ; выбор приоритетных территории для развития, дополнение территории инфраструктурой, увеличение времени пребывания туриста на объекте, выход на федеральный уровень и создание единого туристического центра.
Развитие туристической отрасли будет проходить в два этапа. С 2023-2024 года пройдет формирование основ каждого направления концепции развития туризма, развитее приоритетных территорий. С 2025-2026 года начнется реализация проектов, продвижение туристических брендов. В 2027-2028 годах Минэк планирует увидеть эффект от проделанной работы.
Председатель Госсовета Коми Сергей Усачев отметил, что отрасль находится в крайне тяжелом состоянии, ее необходимо отстраивать заново. Необходимо пересматривать и концепцию. Но два года для работы над решением этих задач – это очень долгий срок.
"Спросите у бизнеса, сколько они создают свою концепцию? Давайте все-таки заниматься бизнесом, а не концепцией. Мы тратили государственные деньги, столько лет это все существовало, сделали сайт, который сегодня никому не нужен. Обидно – у региона есть сумасшедший потенциал, а он не развивается. Почему другие регионы ушли вперед? Мы возьмём этот вопрос на контроль. Нужны более динамичные действия. Почему мы не можем перенять опыт коллег? Мы не можем позволить себе оставить вопросы на два года, когда Коми будет оставаться невостребованной территорией. Бюджетные деньги должны работать", - заключил С.Усачев.
Е.Пономаренко согласился, что время действительно потеряно, необходимо ускоряться, но "тушить пожар тоже не нужно бежать". Вопрос стоит не только в работе власти и государственных учреждений, бизнес тоже не дорабатывает в некоторых вопросах. Долгое время республика ждала выделения федеральных средств на развитие глэмпинга, но деньги так и не нашли. Минэк взял средства в своем резерве, но желающих заняться строительством глемпинга не нашлось.
Для развития внутреннего туризма нет элементарных туалетов. Поэтому звать людей раньше, чем построена инфраструктура, - это риск обжечься.
С.Усачев отметил, что в Коми бизнес – это подвиг: "не знаешь, выживешь ли ты". Поэтому необходимо создавать условия и оказывать поддержку. И задача Минэкономразвития – сверять часы с предпринимателями.