В Сыктывкаре специалисты разных отраслей говорили о буллинге в школе.
Как распознать травлю в школе и что делать родителям и педагогам - эти темы обсудили во время прямой линии "Как не допустить буллинга среди подростков в школе".
Существует два вида травли: психологическая (насмешки, угрозы, изоляция, бойкот, кибертравля или кибербуллинг) и физическая (умышленные толчки, удары, побои, причинение телесных повреждений, повреждение или уничтожение имущества жертвы). Отличительной чертой буллинга от простых конфликтов служат намеренность, умышленность действий, а также долговременность.
На что стоит обратить внимание родителям и законным представителям ребенка, чтобы предотвратить травлю ребенка в школе, рассказала заместитель директора Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Светлана Мокрецова:
1. Нежелание ребенка идти в школу и разговаривать о школьной жизни.
2. Снижение успеваемости - как правило, младшие школьники и подростки не способны думать об учебе, когда они подвергаются буллингу в коллективе.
3. Заниженная самооценка ребенка - жертвы агрессоров начинают говорить о том, что они ничего не достойны, их жизнь ужасна, у них ничего не получается; дети считают, что такое отношение агрессора к себе они заслуживают.
4. Суицидальные мысли и попытки.
Что делать ребенку-жертве?
Если ребенка начали травить в коллективе, родителям нужно подсказать, как ему действовать. Во-первых, необходимо сохранять спокойствие и не терять самообладание, заявила С.Мокрецова.
"Это сделать очень тяжело, но нельзя вестись на провокации. Потому что обидчикам зачастую никакого дела нет до внешнего вида жертвы или до его личных качеств - ему хочется просто получить удовольствие от того, что он обидел человека и того, что он имеет над ним власть. Соответственно - не будет реакции, не будет продолжение травли", - сказала С.Мокрецова.
Во-вторых, о ситуациях травли ни в коем случае нельзя замалчивать - надо рассказать взрослым, которым ребенок доверяет. Причем, необязательно родителям. Доверительным лицом несовершеннолетнего могут быть бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, педагоги.
"Важно объяснить ребенку, что рассказ о травле не будет ябедничеством. Это защита себя и своих прав", - добавила С.Мокрецова.
Что делать педагогу, в классе которого травят ребенка?
1. Проинформировать администрацию педагогических коллективов.
2. Выслушать и поддержать ребенка.
3. Сообщить о ситуации родителям агрессора и жертвы.
4. Поговорить со всем классом, называя проблему своим именем - это травля, которая касается всех, а не только одного человека. Объяснить детям, что все они разные. Привести примеры таким образом, чтобы каждый смог представить себя в разных ролях ситуации.
5. Привлечь авторитетного союзника для беседы с детьми.
Для детей, которые являются жертвой буллинга или наблюдают такую ситуацию в классе или школе, но боятся лично рассказать взрослым, существует "Почта доверия". О плюсах такого способа общения с детьми рассказала начальник отдела воспитания, дополнительного образования и молодежной политики управления образования администрации Сыктывкара Татьяна Меньшикова.
"Участниками травли становятся все дети класса, те, кто видят ситуацию, но боятся донести этот конфликт до взрослых, потому что их будут считать предателями. Для таких детей работает "Почта доверия". Конечно, пока дети относятся к этому с осторожностью. Но случаи обращения через почту были", - рассказала Т.Меньшикова.
По словам Т.Меньшиковой, сейчас буллинг в классе начинается даже у первоклашек. Травля детей младшей школы и старших классов - разная. Тем не менее, каждый случай нужно тщательно изучать, рассматривая проблему со всех сторон.
В завершении Т.Меньшикова добавила, что все случае конфликтов и травли, возникшие в прошлом году в образовательных учреждениях Сыктывкара, были решены.