В Сыктывкаре овациями завершился концерт, посвященный творчеству Фридерика Шопена. Он стал еще одной ступенью проекта "Музыкальные истории", удостоенного звания лауреата премии Правительства Республики Коми.
Для зрителей прозвучали как фортепианные произведения, так и первая часть концерта для фортепиано с оркестром ми-минор. Проект "Музыкальные истории" – это цикл театрализованных концертов о жизни и творчестве композиторов разных эпох и направлений.
За последние несколько лет, благодаря поддержке грантов главы Республики Коми, состоялись мероприятия, посвященные Эдварду Григу, Сергею Прокофьеву, Ференцу Листу. С "Музыкальными историями" познакомились жители северных городов республики: Ухты, Печоры, Усинска, Инты, Воркуты.
В этот раз зрителям посчастливилось окунуться в поэтический мир сочинений Шопена. Фридерик Шопен — крупнейший новатор, создатель оригинальных форм и жанров. Для Шопена рояль — универсальный, всеобъемлющий инструмент, иногда заменяющий композитору палитру красок целого оркестра. Его удивительный дар блестящего исполнителя восхищал всех, пресса Фридерика Шопена называла "Паганини рояля".
Для зрителей прозвучали произведения в исполнении пианистов, лауреатов Премии Правительства Республики Коми: Елены Ардувановой, почетного работника культуры Республики Коми Татьяны Ветошкиной, студента колледжа искусств Республики Коми Захара Тасчи, а также ученика сыктывкарской детской музыкальной школы имени Я. Перепелицы Михаила Соболева. В концерте приняли участие музыканты оркестра Государственного академического театра оперы и балета Республики Коми – Сирануш Аджиян (скрипка), Ольга Туманская (виолончель), Максим Туманский (альт), дирижёр театра Никон Родюков (партия контрабаса) и солист Коми республиканской академической филармонии Дмитрий Федореев (скрипка).
Во время концерта зрителей сопровождала в мир музыки автор и ведущая "Музыкальных историй" - заслуженный работник Республики Коми Ольга Мойсеевич. Режиссер "Музыкальных историй" Лауреат премии Правительства Республики Коми Евгений Гаврилов и сам некогда был непосредственным героем концерта. Однажды он так талантливо сыграл композитора Ференца Листа в посвященном его творчеству концерте, что после выступления восхищенные зрители подходили, чтобы познакомиться с гениальным композитором "вживую".
"Музыкальные истории" - цикл театрализованных концертов, который начался в 2000 году. За эти годы состоялось множество постановок на самые разные темы: о культурных эпохах, о французских композиторах начала 20 века, о жанрах музыкального искусства, о хореографе, но в основном о композиторах. Идея провести шопеновский вечер возникла давно. Выбор сделан членами нашей дружной творческой команды – пианистами Еленой Ардувановой, Татьяной Ветошкиной, Захаром Тасчи. Обычно после очередных "Музыкальных историй" мы собираемся обсудить все наши удачи, неудачи и определить тему следующего концерта. И в течение, наверно, пяти лет я слышала от своей команды: "Может быть, Шопен?". И вот, в этом году мы решили – будет Шопен. Репертуар для концерта был выбран именно таким образом, чтобы показать жанровое разнообразие и многогранность его творческой личности", - поделилась автор проекта Ольга Мойсеевич.
Концерт вобрал в себя не только популярные и любимые произведения композитора, но и биографию этого уникального музыкального гения. Вместе с музыкантами зрители прошли весь жизненный и творческий путь Фридерика Шопена от первых нот до последнего вздоха.
Вечер начался с "Кантабиле" - первого произведения юного Фридерика. Вздох удивления пронесся по залу, когда занавес распахнулся и за роялем на сцене зрители увидели ученика музыкальной школы Михаила Соболева в образе юного Шопена, настолько точно была воссоздана атмосфера дома маленького гения. Следующим номером Михаил Соболев сыграл первое концертное произведение начинающего композитора — полонез соль минор, как будто вышел из домашнего салона на концертную эстраду.
Во всём, что писал Шопен, в его чудесных музыкальных контурах виден великий музыкант-поэт. Это заметно в этюдах, мазурках, полонезах, ноктюрнах, в каждом из которых вдохновение льется через край.
В исполнении студента колледжа искусств Республики Коми Захара Тасчи зрители услышали знаменитый "Революционный этюд" до минор. Ноктюрном ре-бемоль мажор пианистка Татьяна Ветошкина перенесла зрителей на лунную набережную, возможно ту самую, что почти 200 лет назад подарила вдохновение к созданию первого ноктюрна 17-летнему Фридерику Шопену.
Погружаясь в изучение истории родной страны, композитор наигрывал мелодии на фортепьяно. Так родилась его первая баллада. Сегодня она является одним из самых популярных произведений Шопена, поклонники творчества великого композитора узнали ее с первых звуков.
Впервые за все время существования "Музыкальных историй" автор проекта и ведущая Ольга Мойсеевич села за рояль и сыграла прелюдию до-минор, как бы продолжая свою речь музыкальной мыслью самого композитора. В скорби слова бывают лишними. Радость, боль, восхищение и печаль – весь этот спектр эмоций прочувствовали в этот вечер зрители, слушая музыку Шопена.
В шопеновской сокровищнице мазурки выделяются яркостью выраженных в них народно-национальных элементов. Сыктывкарский зритель смог насладиться мазуркой соч. 7 № 2, ля минор в нежном и трогательном исполнении Елены Ардувановой. Музыковед, один из основоположников советского музыкознания Борис Асафьев, охарактеризовал эту мазурку, как одну из живописнейших. Убедиться в этом смог лично и сыктывкарский зритель.
Носителем национально-патриотических идей для Шопена стал полонез. В нем отразились политические события в Польше, глубоко волновавшие композитора. Один из самых грандиозных полонезов – ля-бемоль-мажорный – композитор написал в 1842 году, этот полонез получил название "Героический". Торжественное настроение пьесы разлилось по залу с аккордами пианиста Захара Тасчи.
Знаменитая писательница Жорж Санд стала главной любовью в жизни композитора. Их роман длился около десяти лет, а разрыв принес невыносимые страдания: два года спустя, в возрасте 39 лет, Фридерик Шопен скончался. За три года до смерти он пишет одно из наиболее технически сложных произведений — баркаролу фа-диез мажор, опус 60. Обуздать стихию воды и любви в роскошной Баркароле удалось пианистке Татьяне Ветошкиной.
Гости концерта смогли насладиться концертом для фортепиано с оркестром в том камерном исполнении, какое любил сам композитор. Бесконечная красота его мелодий, кружевное переплетение линий сделали два его концерта неповторимыми и бессмертными. Первую часть ми-минорного концерта исполнили Захар Тасчи и струнный квинтет музыкантов театра и филармонии. Финал "Музыкальной истории" зрители огласили бурными овациями, стоя, в знак восхищения исполнителями и почтения гениальному творчеству композитора.
"Уже не в первый раз гранты главы дают возможность жителям республики познакомиться не только с творчеством выдающихся композиторов, но и открыть для себя артистические таланты нашей богатой республики. Мастера сцены в нашем проекте всегда выступают рядом с юными талантами, поддерживают их, помогают, наставляют. Важными помощниками, поддерживающими особенную творческую атмосферу, являются волонтеры – чаще всего это студенты колледжа искусств Республики Коми, музыканты, художники, дизайнеры, актёры. А еще мы благодарим вас, наши уважаемые, любимые, всегда с нами, наши дорогие зрители", - обратилась со сцены автор "Музыкальных историй" Ольга Мойсеевич.
Ольга Мойсеевич поблагодарила Главу Республики Коми Владимира Уйба, министерство культуры и архивного дела РК, министерство экономического развития РК за грантовую поддержку проекта и творческие коллективы учреждений культуры за деятельную помощь и сотворчество.