Итоги осуществления закупок в рамках оптимизации расходов бюджетных средств обсудили на заседании Правительства Республики Коми под председательством первого заместителя председателя Правительства Республики Коми Эльмиры Ахмеевой.
Как напомнила председатель Комитета Республики Коми по закупкам Мария Родионова, основным способом реализации сервисных функций публичной власти является формирование и размещение государственного заказа. При этом формирование и размещение осуществляется публично, в строгом соответствии с законодательно установленными процедурами. Весь процесс является прозрачным и предполагает возможность доступа любого хозяйствующего субъекта к получению такого заказа.
В 2022-2023 годах государственный и муниципальный заказ столкнулся с проблемами, возникшими вследствие введения санкций и ограничительных мер со стороны недружественных государств, в виде роста цен, отсутствия товаров и, как следствие, конкуренции среди поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что повлекло за собой признание большинства конкурентных закупок несостоявшимися.
В целях решения указанных проблем как на федеральном, так и на региональном уровнях были оперативно приняты необходимые меры по предотвращению последствий введенных санкций, в частности позволяющие изменить существенные условия контракта, а также введены дополнительные случи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Это позволило заказчикам Республики Коми заключить контракты с добросовестными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и в сжатые сроки удовлетворить потребности региона.
Так, в 2022 году заключено 55 контрактов на общую сумму 7,2 млрд рублей, в том числе на строительство (капитальный, текущий ремонт, подготовка ПСД) заключен 21 контракт с единственным подрядчиком на общую сумму 7,1 млрд рублей.
В 2023 году заключено 68 контрактов на общую сумму 1,936 млрд рублей, из них 17 контрактов на подрядные работы на общую сумму 705 млн рублей.
Кроме возможности заключать в отдельных случаях контракты с единственным поставщиком, в 2022 году законодательно была подкреплена возможность по соглашению сторон изменять существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Данная норма позволила минимизировать риски неисполнения контрактов в связи с санкциями, которые в том числе привели к значительному удорожанию стоимости готовой продукции.
"Несмотря на возможность заказчиков в 2022-2023 годах заключать контракты с единственным поставщиком по дополнительным случаям, предусмотренным в связи со сложной геополитической обстановкой, заказчики республики, рассматривая всё с точки зрения эффективности расходования бюджетных средств, рационально использовали все инструменты, предусмотренные законодательством о закупках. Благодаря чему, республика не потеряла конкурентные способы закупок", – подчеркнула Мария Родионова.
Так, удельный вес неконкурентных и конкурентных закупок по количеству закупок, в результате которых был заключен контракт, демонстрирует положительную динамику по уменьшению доли неконкурентных закупок в 2023 году по сравнению с 2022 годом. В целом по республике по итогам 9 месяцев 2023 года количественное соотношение конкурентных и неконкурентных процедур составляло 1 к 5, в 2022 года количественное соотношение конкурентных и неконкурентных процедур составляло 1 к 7,6.