Цензура в большей или меньшей степени все-таки сохраняет моральное здоровье нации. Жители Коми комментируют предложение главы республики о цензуре в культуре.
Свое мнение они оставили на федеральной платформе "Экспертный клуб".
Напомним, о цензуре в культуре Владимир Уйба рассказал на первом организационном заседании Совета при главе Республики Коми по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей.
"Не соглашусь с тем, что цензура - это что-то устаревшее. Если говорить о культуре, то цензура там должна быть в первую очередь, чтобы уберечь своих детей от разрушающих душу последствий. Задача государства и нас, взрослых, заключается в том, чтобы защитить детей от этих пагубных последствий", - заметил В.Уйба.
Глава Коми считает недопустимым репертуар, когда артисты выходят на сцену голыми или танцуют на кресте. При этом вопрос цензуры в культуре необходимо выносить на все общественные дискуссионные площадки, смотреть на реакцию общества и понимание людей.
"На мой взгляд, любое общество нуждается в цензуре. Как ни крути, но цензура в большей или меньшей степени все-таки сохраняет моральное здоровье нации. Прежде всего, цензура необходима для воспитания подрастающего поколения. Искусство способно влиять на людей, поэтому этот процесс влияния не может быть оставлен на самотек", - отметила жительница Усинска Альбина Севанян.
По словам депутата Натальи Логиной, сегодня неясно почему, сложилось отрицательное мнение по поводу слова "цензура".
"А ведь это нормальный инструмент проверки. Своего рода сохранение наших разговорных ценностей через цензуру детских, да и взрослых, изданий. Я положительно отношусь к такой цензуре и в таком смысле целиком и полностью поддерживаю работу нового Совета. Согласитесь, приятно читать СМИ, где внутренняя самоцензура на высочайшем уровне. А вот некоторые интернет издания действуют как вредители, в погоне за лайками пишут такое, что аж дурно становиться и неудобно за них. А самое ужасное, что всё это читают наши дети и, к великому сожалению, считают, что это нормальным. Я за цензуру в классическом понимании этого слова", - обозначила позицию Наталья Логина.
Глава Ижмы Бернат Сметанин отметил, что в наше время время информацинной глобализации, очень трудно уберечь детей от деградации в культуре.
"Поэтому полностью согласен со словами Владимира Уйба об усиливании работы в прививании вкуса и установилении норм и правил. Однако при этом инструмент прививания вкуса для детей должен быть "мягким" и непринужденным. Перед Минкультом, Минобразом и Советом по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей стоит очень нелёгкая задача", - подчеркнул он.
Жительница Корткеросского района Светлана Габова отметила, что она всегда в первую очередь обращает внимание на воспитание детей – ведь это будущие взрослые, от которых будет зависеть сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей будущих поколений.
"Полагаю, что цензура должна начинаться с семьи, быть внутри каждого родителя. К сожалению, во многих современных семьях родители не хотят или не могут приобщать детей к чтению настоящих книг, знакомству с искусством, выбирать "правильные" мультфильмы и фильмы, несущие в себе заряд добра, тепла и любви, предпочитая вручить ребенку с неокрепшим сознанием гаджеты, лишь бы был чем-то занят. А сформировать свою внутреннюю цензуру взрослому (если она не сформирована в детстве) может помочь государство. Должна ли быть цензура в культуре? Однозначно да, и не только в культуре", - подчеркнула Светлана Габова.
Интинка Марина Скаржинская отметила, что данный вопрос (о цензуре – прим.) является одним из основополагающих при формировании нашего общества.
"Ведь, действительно, воспитание закладывается главным образом в семье и обществе. Сегодня девушки и женщины в большинстве своём отдают предпочтение "мужской" одежде, одели брюки и ведём себя как мужское население. Тут ведь большой смысл в закладывании основ воспитания поколений. Надеть на каждую девушку и женщину платье, юбки, женственные образы и происходит моментальное преображение. Все начинается с мелочей", - указала Марина Скаржинская.
Фельдшер школы из Усть-Куломского района Виктория Нестерова подчеркнула, что "всё идет из семьи". "Если дети матерятся в общественных местах прилюдно, значит это манера общения в семье. Надо пресекать, говорить об этом. Учить культурно разговаривать. Это нужно и важно. Детей учить культуре, уважать старших с раннего возраста", - отметила она.
Член молодежного парламента Коми Алексей Некрасов с сожалением отмечает, что в умах и сердцах многих людей слово "цензура" имеет изначально негативную окраску.
"На самом же деле, ничего страшного ни в этом слове, ни в самом понятии нет. Цензура всегда была, есть и будет как в формализованном виде, так и в неформальном, но повсеместно употребимом. Я как человек с лингвистическим образованием могу утверждать, что цензура не только диктуется правительствами и массовой культурой, но и начинается в семье. Как отец двоих детей, я периодически слышу от чужих детей (в детском саду и школе) такие слова, которые у нас в семье не употребляются. Да, часто это не какие-нибудь ругательства, а просто другой словарный запас применяемый в семье как микросоциуме", - отметил А.Некрасов.
Однако, что касается частично или полностью табуированных понятий, то опять же в каждой микросреде, микросоциуме (будь то семья, группа в детсаду, класс в школе или группа в институте - не важно) набор средств и методов эвфемизации и дисфемизации свой. И по употреблению той или иной лексики представители группы людей сразу определяют принадлежность "свой-чужой".
"Так вот если кем-то будет применена лексема неприменимая в той или иной конкретной группе, для этого кого-то последствия могут быть самыми разнообразными. Чаще всего они санкционного характера различной жёсткости. Вот он - механизм цензуры, что называется "в своей естественной среде обитания". Что же касается цензуры, вводимой государством, то и здесь не всё так плохо, как многие привыкли считать. Я прекрасно помню возмущения людей старшего поколения по поводу упадка культуры в России, когда в 1990-е и 2000-е на экраны телевизоров, а затем и в Интернет попали музыкальные исполнители с малоадекватными текстами, не более качественной музыкой и одетые почти ни во что. Для меня это было детство и юность. Я тогда не до конца понимал многие значения и смыслы доступные взрослым и поэтому выстраивал и додумывал свои интерпретации. Так вот как раз одна из миссий контролируемой государством цензуры и состоит в том, чтобы минимизировать негативное влияние массмедиа (и других инфлюенсеров) на традиционные ценности, а в долгосрочной перспективе, и на развитие государства. Поэтому, однозначно плохого в цензуре не так уж и много", - резюмирвал Алексей Некрасов.