С каким репертуаром детям выходить на сцену? Допустимо ли включать в выступление элементы театрализованности? Что даст юным талантам атмосфера состязательности? И вообще – зачем нужно находить в своей жизни место для музыки?
На эти и другие вопросы в интервью "Комиинформу" ответила солистка Государственного академического театра оперы и балета РК, заслуженная артистка России, народная артистка РК Ольга Сосновская, на приз которой в Сыктывкаре пройдет XXII Международный конкурс юных вокалистов. В этом году ему исполняется 30 лет.
- Ольга Александровна, почему конкурс было решено связать именно с вашим именем?
- Идея конкурса принадлежит ныне уже ушедшему от нас Александру Дмитриевичу Подушко, - заведующему хоровым отделением Детской музыкальной школы Инты. Когда я приехала в мой родной город на гастроли уже будучи солисткой театра оперы и балета Республики Коми, не могла не навестить ДМШ. И там состоялся наш судьбоносный разговор. Александр Дмитриевич поделился задумкой и предложил мне учредить свой приз. Конечно же, я согласилась. Поначалу конкурс был сугубо городским. В первый раз собралось порядка 12-ти участников.
- Кстати, среди них ведь был ставший позже известным артистом Михаил Журков?
- Да. Он заметно выделялся среди ребят. После конкурса, признаюсь, я уговорила руководство колледжа искусств Республики Коми взять его на обучение на год раньше положенного– в 15 лет. Разумеется, там ни разу об этом не пожалели. Из перспективного вокалиста вырос настоящий классический певец и замечательный артист.
Вообще, всех успешных выходцев из нашего проекта, покоривших музыкальные сцены, не перечесть. Могу лишь напомнить, что в составе замечательной труппы нашего театра – и Яна Пикулева, и Анастасия Марараш, и Ксения Шабалина – победительницы нашего конкурса.
В России и в мире у всех на слуху и такие имена, как Ольга Селивёрстова, Глеб Перязев, Максим Даминов, Василий Соколов, Екатерина Бегунович, Анастасия Зайцева, Дара Савинова, Йонас Юд и многие-многие другие – все они поют в лучших театрах страны и за рубежом. И мы горды, что путевку в творческую жизнь они получили у нас на конкурсе.
-А кто был первым председателем жюри?
- Его создатель – Александр Дмитриевич. Я поначалу внесла скромную лепту, вручив свой приз одному из победителей. Постепенно проект получал известность и становился все более востребованным. Спустя некоторое времявозглавить жюри было предложено мне. И к нам стали приезжать представители подрастающего поколения из разных уголков Республики: Микунь, Воркута, Печора, Сосногорск, Ухта…
- А в 1998-ом к работе на конкурсе подключился Владимир Юрковский…
- Верно. Благодаря ему о конкурсе узнала вся страна, состав жюри пополнился представителями зарубежных стран. Конкурсантов оценивали такие уважаемые и известные солисты, как Александр Байрон (Сыктывкар) и Владимир Бусыгин(Нижний Новгород), композитор Ирина Блинникова (Сыктывкар) и Ольга Бундер (Таллинн), Михаил Шварц (Чехия) и Торгейр Кинне Солсвик (Норвегия) – словом, мэтры. Всего же за прошедшие 30 лет в составе жюри было более 70 человек!
И вот в какой-то момент стало понятно, что конкурсу в родном Приполярье тесно. Перестало хватать мест для участников, в том числе классов для распевок и репетиций. Да и добираться в моногород крайне сложно.Тогда нами было принято непростое волевое решение переселить конкурс в столицу Коми. Первыми, кто нас принял в Сыктывкаре, стала Гимназия искусств при Главе Коми имени Юрия Спиридонова. Просторная территория, несколько корпусов, достаточно музыкальных инструментов, классов и залов. Даже подбирать гостиницы не пришлось – все жили там же, в здании, где расположен интернат для иногородних гимназистов.
- А почему для оргкомитета было важно войти в Ассоциацию музыкальных конкурсов России?
- Этопризнание высокого уровня нашего проекта. Андрей Устинов, который возглавляет Ассоциацию, человек строгих требований. Просто так попасть в его команду невозможно. Это объединение предъявляет довольно жесткие требования к региональным организаторам конкурсов. Нам, к счастью, удалось вписаться во все критерии, и потому наш конкурс стал действительным членом АМКР. На этой неделе получили из Москвы свидетельство, подтверждающее наше членство в Ассоциации.
- Ольга Александровна, что вы ждете от конкурса в год его 30-летнего юбилея?
- Не только я, но и все члены жюри – мы ждем приятных сюрпризов. Очень надеюсь, что нынешний конкурс станет особенным, и мы откроем новые звездочки на вокальном небосклоне.
- Есть ли риски, что разные дети будут петь одни и те же произведения?
- Теперь это практически исключено, поскольку педагоги год от года набираются мастерства и подбирают своим воспитанникам не "заезженный" репертуар. А чтобы понимать, какие произведения звучали ранее, в прежние годы проведения конкурса, списки произведений мы выкладываем на наш сайт.
- Как вы вообще относитесь к тому, чтобы обучать вокалу с малых лет?
- Положительно. Нынешние дети так поют, что многим взрослым и не снилось! Впрочем, так было во все времена. И один из наглядных тому примеров – Мария Каллас. Свою оперную партию в театре она исполнила в 14.
- По силам ли юным талантам понимание серьезных взрослых оперных шедевров?
- Когда ребенок активно развивается благодаря осмысленному воспитанию взрослых, то – да. Помню, когда мы проводили наш конкурс в Красноярске, одна из 11-летних участниц заявила исполнение арии из оперы "Снегурочка". Мы поначалу за головы схватились: это ж сложно для ребенка… Но! Спела она так, что заслуженно получила первую премию. Настолько это было чисто и музыкально, с красивыми верхними нотами – я помню ее, как сейчас. А вот то, что точно делать не следует – так это добавлять элементы театральности.
- Почему?
- Мы слушаем голоса. Важно петь чисто и при этом в образевыбранного персонажа (убедительно!), но без бубнов и прочей сценической бутафории.
- Дает ли жюри обратную связь тем конкурсантам, кому не удалось оказаться в числе победителей?
- Обязательно. На мастер-классах и встречах с педагогами мы после каждого конкурса проводим разбор полетов. И предметно, детально поясняем, что было не так у того или иного ребенка.
- Бывает ли так, что участник талантливый, но выступил неудачно?
- Да, и нередко. Причина тому – волнение. Поэтому очень важно петь не только в классе перед педагогом, но и на публике, чтобы учиться справляться с эмоциями: развивать способность собраться в ответственный момент и показать свой талант. Тренироваться можно хоть где: устраивать концерты дома перед родными или на встречах с друзьями.
- Члены жюри обычно единодушны в своих оценках. Как так получается?
- Мы подбираем в жюри тех, с кем слышим голоса одинаково. Без существенных расхождений в баллах.
- Что для вас важно в выборе судейской команды?
- Не просто быть профи, надо уметь передавать свой опыт и хотеть работать с детьми.
- Ольга Александровна, для чего приобщать подрастающее поколение к музыке?
- Это искусство, которое вечно. Вне зависимости от форм устройства государств, вне зависимости от состояния экономики и других процессов жизнедеятельности музыка была, есть и будет.
- Я так понимаю, что вы имеете ввиду классику. А что скажете по поводу эстрады?
- Каждой эпохе – свой композитор и музыкант. Но Баха, Моцарта, Чайковского исполняют уже не одно столетие. Время покажет, какая она – сегодняшняя эстрада.
- Как человеку, далекому от музыки, приобщиться к этому искусству?
- Я советую начинать с простого. Например, послушать романсы. Когда человек ощутит внутри отклик, можно перейти на камерные инструментальные произведения. Затем сходить на оперетту или мюзикл. Ну, а уже потом "зайдут" и оперы. Но, может быть, и все наоборот… (смеется).
Без музыки жизнь скучна. Она сближает, она понятна на разных языках в любые времена. Она помогает и в печали, и в радости пережить любые свои эмоциональные состояния. Это, по большому счету, самая лучшая терапия для души. И тот факт, что музыка лечит, подтверждается неоднократными исследованиями ученых, замеряющих частоты тех или иных классических произведений.
- Ольга Александровна, в завершении нашей беседы неудобный вопрос: может ли быть так, что на конкурсе победит не тот, чье исполнение лучше, а тот, у кого голос интереснее?
- Поверьте мне: для нас нет красивых или некрасивых тембров, приятных или неприятных голосов, симпатичной или несимпатичной внешности. При грамотном владении техникой и умении затронуть душу слушателей мы непременно влюбимся в исполнителя. Я желаю всем нам испытать это состояние влюбленности не единожды на протяжении нашего нынешнего конкурса!
- Спасибо за интервью. Еще раз поздравляем вас с 30-летним юбилеем конкурса, а участникам желаем больших творческих достижений и побед!